Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Hpaвcтвeнно-психологические устои экономики

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Hpaвcтвeнно-психологические устои экономики
Определение 1

Экономика – это сфера общества, отвечающая за процессы производства, распределения и потребления общественных благ, а также организацию и управление этими процессами на всех уровнях общественного и межобщественного взаимодействия.

Экономика как часть общества

Экономика представляет собой одну из сфер общественной жизни и материальное основание общества, поскольку без производства материальных благ, общество, да и отдельный человек существовать не может. Вопросы экономики всегда волновали людей, являясь содержанием их повседневной деятельности, и периодически освещаясь в рамках философских и политических концепций. Однако, как самостоятельный объект исследования экономика выделилась достаточно поздно, уже в Новое время. Подлинное становление экономической науки, экономической философии и философии экономики относят уже к восемнадцатому веку, оно происходит в рамках политэкономии, основными деятелями которой являются:

Готовые работы на аналогичную тему

  • А. Смит,
  • Д. Рикардо,
  • К. Маркс,
  • Дж. Кейнс.

Исследователи-экономисты, начиная с А. Смита, тяготеют к обоснованию самостоятельности экономики, наличию неких уникальных экономических законов, которые детерминируют ее развитие и функционирования автономно от других факторов жизни общества. Так классическое представление о экономике включает в нее следующие процессы:

  • использование ресурсов для производства и распределения материальных благ;
  • деятельность по обмену и финансовым сделкам;
  • экономическая повседневная жизнь населения, оборот средств к существованию;
  • деятельность по созданию системы потребления и производства.

В тоже время в рамках экономической философии, экономика понимается более широко. Как сфера человеческой деятельности, и даже более того, как результат человеческого и общественного труда, экономика не может существовать вне общества, равно как и детерминироваться некими абстрактными «внеобщественными» законами. Экономика тесно связана со всеми сферами общественной жизни – и с политикой, поскольку государства выступают макросубъектами экономики определяя законодательную базу в которой происходит экономическая деятельность, а также регулируя международное экономическое взаимодействие (в том числе через введение санкций), и наконец непосредственно спекулируя на «чисто» экономических показателях (биржевые индексы, цены на нефть и т.д.).

Также экономика зависит и от социальной и от духовной сферы. Строение общества, принятые в нем нормы и традиции, а также трансформации этого общества оказывают значительное влияние на течение экономической жизни. Так экономическая модель капиталистического общества, описанная К. Марксом в середине девятнадцатого века, в период его становления, оказалась неполной уже в первой трети двадцатого и была заменена кейнсианской моделью, дающей ответы на все современные экономические вызовы и угрозы, однако и та в свою очередь устарела к рубежу веков, в связи с трансформацией ведущих обществ из индустриальных в постиндустриальные, где ведущей ценностью и экономическим ресурсом становится информация и операции с ней. Экономической модели адекватной новому информационному обществу еще только предстоит возникнуть (поскольку само информационное общество все еще находится в состоянии своего формирования), однако и эта трансформация не будет окончательной, за ней последуют дальнейшие преобразования общества, затрагивающие в свою очередь и экономику.

Психологические основы экономики

До двадцатого века в экономике доминировала иллюзорное представление о рациональной основе совершаемых человеком экономических действий и выборов. Предполагалось, что среди альтернатив (например, товаров на рынке или вакансий на рынке труда или контрактов) человек выберет наиболее выгодное ему предложение, исходя из собственных потребностей и информированности о параметрах предложения/товара. В связи с этим наиболее ранние образцы рекламы имеют преимущественно информационный характер.

Однако по мере развития психологической науки, стало очевидно, что данное представление не соответствует действительности. Человек иррационален в своем поведении, и в поле экономической деятельности эта истина не меняется. Так, например, развитие и популяризация психоанализа, повлекла за собой массовую волну рекламных проектов, эксплуатирующих скрытую иди даже открытую идею сексуальности (данная идея остается актуальной до сих пор). Возникновение бихевиоризма дало толчок к новым рекламных технологиям (дегустациям, промо-акциям как актам положительного подкрепления), позволило научно обосновать длительность, частоту и повторяемость реклам с позиции теории научения. Нейролингвистическое программирование привнесло в культуру потребления ставку на внушения, опосредованные и неосознаваемые воздействия, формирование ценностей и эталонов потребителей.

Специальная отрасль психологии – экономическая психология сосредоточена на изучении реального экономического поведения людей, его мотивов, целей, а также их зависимости от личной и общественной ситуации, менталитета и иных факторов.

Нравственные основы экономики

Существенным фактором экономики выступает и нравственность. Этические идеалы предполагают, что все участники экономического процесса честны по отношению друг к другу – продавцы предоставляют правдивую информацию о товаре, работники добросовестно выполняют свои обязанности, партнеры соблюдают заключенные соглашения и контракты и т.д.

Надежные нравственные основы выступают благоприятной средой для развития экономических отношений. Согласно традиционным представлениям настоящим может быть лишь то богатство, что нажито честным трудом, в то время как капитал, приобретенный путем мошенничества или иных незаконных способов не может принести счастья и удовлетворения владельцу, тратится также легко, как и приобретается.

Многие философы настаивают на том, что экономика должна быть в первую очередь нравственной, направленной на человека и для человека, для создания благ для общества, в котором ценен труд каждого из его членов. В тоже время реальная экономическая практика показывает, что нравственный облик участников рынка далек от идеала, начиная от попыток манипулирования мнением потребителей через рекламные лозунги («лучший», «первый», «самый эффективный»), заканчивая прямым нарушением контрактов, силовым захватом бизнеса, производством поддельной и некачественной продукции.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис