Государство как предмет философского анализа
Построение философии государства должно базироваться на тех процессах и явлениях, которые не только идентифицируются в социальной реальности, но и прочно фиксируются в ней. Это касается развития самого человека, его взгляда на мир, его поведения в повседневной жизни, а также социальных изменений, связанных в основном с поиском новой метатеории на замену постмодернизму, что значительно ослабило его влияние.
Государство сегодня следует понимать, как систему смысловых ценностей, а не как исключительно политическое и юридическое образование, существующее для закона и для себя.
С этой точки зрения государство не может быть выше человека и общества, оно находится рядом с ними. Это ценность самого государства, но она также содержит способность государства влиять на построение различных семантических систем ценностей, включая правовую систему, но не только как механическое целое общеизвестных норм и постулатов справедливости, а и как социокультурный код множества смыслов бытия.
Размышления о сущности и концепции государства лежат в основе построений философии государства, которая подчеркивает историческую и герменевтическую перспективу, преобладающую при изучении этого феномена.
Интерпретации философии государства прочно связаны с богатым правовым фоном, сформировавшимся на протяжении веков, а это означает, многочисленные взгляды и идеи философов и юристов о сущности государства. Традиционно эти идеи не являются полными без обновления идей справедливости, истины и других, содержание этих идей меняется со временем, они получают новые семантические прочтения и интерпретации, несмотря на их многолетнюю смысловую абсолютизацию ценностей.
Например, в условиях постмодернистского мировоззрения сама идея закона и концепция государства подлежат не пересмотру и переоценке, но и сам факт необходимости государства отвергается. А власть становится отличительным признаком. Именно по этой причине государство начинает компенсировать потерю своего доминирующего положения в испытанных в прошлом формах – нормах тоталитаризма. Считается, что в наше время, когда принимаются заявления о крахе постмодернизма, человека все чаще посещает ностальгия по прошлому.
Государство, возвращаясь к прошлому, всегда пересматривает известные положения конституции, медленно, но верно заменяя их моделями прошлого. Таким образом, традиционно и неуклонно признаваемая демократическими государствами, высшая ценность человека в любой момент времени относительно легко заменяется ценностью самого государства, в котором концепция государства и индивида начинает преобладать, а не наоборот. Как известно, в прошлом России именно это понятие стало философией государства.
Основные теории происхождения государства в трудах философов
Существует множество теорий о происхождении государства. Теологическая теория исходит из того, что государство существует вечно благодаря божественной воле, и каждый обязан во всем подчиняться этой воле. Согласно этой теории, творцом всего на Земле, включая Государство, является Бог, поэтому понять сущность Государства невозможно. Придав государству и власти государства божественный характер, данная теория укрепила их престиж присущими им средствами, сурово осудил преступления и помогая установить взаимопонимание и разумный порядок в обществе.
Патриархальная теория, преобладавшая в Древней Греции и Риме, получила новую жизнь в Средние века. Создатель теории Аристотель считал, что государство – это естественная форма человеческой жизни, где социальные личности стремятся к объединению, к созданию патриархальной семьи. Согласно теории договорного происхождения государства, последнее возникло из договорного объединения людей в целях обеспечения справедливости. Эта теория была развита, аргументирована и формализована в работах:
- Б. Спинозы,
- Г. Гроция,
- А. Радищева,
- Дж. Локка,
- Т. Гоббса,
- Ж.-Ж. Руссо.
Учение о государстве Г. Гегеля основывается на том, что в основе государства и права лежит абсолютный духовный и рациональный принцип – «абсолютная идея». Гегель считал, что государство не служит интересам кого-либо, не может быть их созданием. Государство – это высшая форма нравственной реализации, самоцель.
Теория насилия (завоевания) зародилась в конце XIX века. Ее основатели:
- К. Каутский,
- Л. Гумплович,
- Э. Дюринг и др.
Они опирались на известные исторические факты возникновения Германского и Венгерского государств. Эта теория игнорировала социально-экономические факторы. Бесспорно, что насилие сыграло важную роль в процессе государственного строительства. Это не было причиной образования государства, но послужило мощным катализатором данного процесса. Марксистская теория рассматривает материалистический подход, связывающий возникновение государства с возникновением частной собственности.
Согласно органической теории Дж. Спенсера и О. Конта общество и государство представляют собой органическое целое и функционируют по законам биологии. По словам Спенсера, государство – это социальный организм, состоящий из людей – клеток. Если тело здоровое, то его клетки функционируют согласно своему назначению. Естественный отбор между государствами достигается посредством войны и завоеваний.
Согласно теории кризиса А.Б. Венгрова, государство является результатом перехода человечества от экономики присвоения к экономике производства.
Есть и другие теории:
- расовая теория (Ж. Гобино и др.);
- теория инцеста (К. Леви-Стросс);
- теория автоматов (В.Г. Чайлд);
- теория специализации (Т.В. Кашанина);
- теория диффузии (Ф. Гребнер) и др.