Понятие онтологии
Онтология – это один из разделов философии, занимающийся изучением бытия.
Сам термин «онтология» ввел в обиход немец Гоклениус. Данный раздел философии можно определить тремя путями:
- как учение о бытие, как таковом;
- в качестве учения о сверхчувственном мире;
- как учение о мире в целом.
В процессе развития онтологии ее понятие менялось неоднократно. В Средневековье философы стремились к построению учения о бытии, являющегося при этом философским доказательством истин религии. В Новое время под термином «онтология» начали понимать особый раздел метафизики, учение о сверхчувственной структуре всего существующего. Онтологию активно критиковали представители классического идеализма – Гегель, Кант. Позже онтология получения определение в качестве науки о мире в целом.
Гносеологией рассматривается процесс познания с позиции отношений субъекта познания, то есть исследователя, к объекту познания, то есть исследуемому объекту или в категориальной оппозиции «субъект-объект». Основным кругом гносеологической проблематики очерчены такие проблемы как интерпретация субъекта и объекта познания, структура процесса познания, проблема истины и ее критериев, а также проблема форм и методов познания и пр.
Связь онтологии с гносеологией
Онтология – один из важнейших философских разделов наряду с гносеологией, этикой и социальной философией. Вместе с этими науками онтология образует системное целое философское учение. Особенно тесная взаимосвязь у онтологии и гносеологии.
Определенная онтология предполагает определенную, соответствующую ей гносеологию, и наоборот. Любой вопрос о родах и видах сущего, его свойствах, сразу же вызывает вопрос о том, откуда появилось это знание, откуда человек может это знать.
С другой стороны, любые познавательные рассуждения являются рассуждениями о том, что человек познает и как он это делает, явно или неявно будет конструироваться объект познания, чем и как будет выстраиваться определенная онтология. Между теоретическими построениями онтологии и гносеологии существует неразрывная связь.
Также онтологией образован фундамент этики, так как философское обоснование нравственности невозможно без связи с вопросом о сущем, ибо любое этическое учение должно на чем-то базироваться, без этого оно не будет убедительным для людей. В качестве основания этического убеждения может выступать, например, традиция или авторитет. Этическое учение мировой религии основывается на Божественном авторитете, так как он считается с их источником. Философские этические доктрины базируются на учении об устройстве самого бытия, они вытекают из определенного порядка сущего.
Такого рода связь и взаимосвязь философских разделов не во всех философских учениях поступает одинаково очевидно и явно.
Впервые со всей очевидностью она проявилась у Платона, в метафизике которого различие мира идей и мира вещей подразумевало гносеологический критерий, а мир идей и бестелесных образцов вещей такие имеет значение нравственного совершенства и нравственного образца. Идеи были благими и прекрасными в любом смысле этого слова: прекрасные в качестве совершенно сделанных, как нравственно совершенных и как совершенных эстетически. Вышеупомянутая взаимосвязь онтологии, гносеологии и этики также четко отслеживается в философии эпикурейцев, стоиков, неоплатоников и прочих античных школ. Не исчезла она и в Средневековой философии.
Явной и очевидной остается связь онтологии, гносеологии и этики с рационалистической философией Нового времени. В своем крайнем выражении рационализм перерождается в панлогизм – тождество бытия и мышления, с позиций которого порядок и связь идей такие же, как и порядок и связь вещей.
Однако в философии XIX века связи онтологии, гносеологии и этики, наоборот, стали не такими очевидными в связи с тем, что силу набирала тенденция к дезомтологизации философии и увеличение в ней места, которое занимала гносеология и методология. Свою роль в этом сыграла и углубляющаяся дифференциация философского знания в силу которой многие философы отказывались от построения целостной системы и сосредотачивались на отдельных вопросах, отдельных философских областях.
Субъективно-идеалистические философские учения, приобретшие огромную популярность в последней трети XIX века, не содержат отчетливых онтологических построений вообще, но при этом последние присутствуют в них неявно, имплицитно.
Можно встретить отдельные случаи несоответствия онтологии и этики. Например, некоторые материалистические учения содержат информацию о несоответствии онтологии и этики, построенной на принципах крайнего натурализма, а также сенсуалистическая гносеология эклектически сочетается с идеалистической этикой.
Особенного внимания заслуживает связь онтологии с социальной философией. Эти два раздела философского знания объединены одной общей областью, которая может быть названа социальной онтологией. Ее можно в равной степени относить и к социальной философии и к онтологии. Социальная онтология должна давать ответ на главный свой вопрос - что такое бытие общества, или как возникают и существуют разного рода социальные явления? Если ли такой особый род бытия, или они материальны и идеальны.
Онтологическая установка заключается в том, что философы предлагали определенную картину реальности, а позже объясняли, как эта реальность может познаваться человеком. Аргументом против было то, что нельзя вводить знания о реальности, а позже объяснять, что такое знание и как оно может осуществляться.