Понятие рационализма
Рационализм – это философская концепция, в соответствии с которой основа познания и действия людей – разум.
Так как интеллектуальный критерий истины рассматривался многими учеными-философами, то рационализм нельзя считать чертой какого-то одного философского течения. Помимо этого, есть различия во взглядах на место разума в познании – от умеренной его роли, когда интеллект признается основным средством в постижении истины вместе с другими, до радикальных, считающих, что разумность это единственный существенный критерий. В современной философии идеи рационализма развивал Лео Штраус, предполагающий возможность применения рационального метода мышления не самого по себе, а вместе с извлечением знаний посредством наводящих вопросов – майевтики. Иными представителями философского рационализма могут считаться Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц, Рене Декарт, Георг Гегель и др. Обычно рационализм выступает как противоположность иррационализму и сенсуализму.
Родоначальник рационалистического подхода – известный математик Рене Декарт.
Рене Декарт – французский философ, математик, физик и физиолог. Именно он – родоначальник рационализма, рационалистической методологии в теории познания. В качестве средства познания он разработал метод универсального сомнения, базирующийся на разумном скептицизме. Он считал сомнение приемом для нахождения безусловно достоверного знания.
Знаменитое высказывание Рене Декарта «Я мыслю – следовательно, существую» - тезис о том, что познавая действительность, человек может усомниться в чем угодно, кроме того, что способен мыслить.
В главном труде своей жизни «Рассуждения о методе» он писал о том, что метод универсального сомнения должен превращать сознание в организованную деятельность, освобождая ее от случайностей. Правильный метод должен быть эффективным. В отличие от Френсиса Бэкона, разработавшего индуктивный метод и обращавшегося к опыту, Рене Декарт обращался к разуму.
Гносеологический рационализм
Основной идеей в гносеологическом рационализме является идея о том, что основой познания также является разум. Соответственно, последователи гносеологического рационализма выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели основой познания Божественное откровение и отвергали значимость разума. Вместе с этим рационалисты были ярыми оппонентами эмпиристов – приверженцев направления философии, распространенного в Новое время, также выступавших против схоластики и видевших основой познания не откровение, а знание и опыт. Девизом эмпиристов было высказывание «Знание – сила».
Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками можно считать следующие:
- сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может являться основой познания;
- разум способен самостоятельно совершать открытия, которые изначально не были основаны на опыте и только позже были подтверждены опытным путем.
Также одним из направлений рационализма является этический рационализм, суть которого заключается в том, что разум является основой этики и поведения.
Рационалистами являются многие философы, начиная с античных времен и вплоть до современного периода. Например, к ним относят Платона, Демокрита, Эпикура, Сократа, Канта и пр., но наиболее заметный вклад в разработку рационалистических идей и превращение рационализма в официально признанное философское течение был внесен философами Рене Декартом, Барухом Спинозой, Готфридом Лейбницем.
Гносеология Лейбница в целом основана на принципах рационализма, несмотря на то, что он стремился к компромиссной позиции между рационализмом и эмпиризмом, или сенсуализмом. Выступая с критикой основного принципа сенсуализма с высказыванием о том, что в разуме нет ничего, чего бы не было в чувствах, позже он добавлял, «помимо самого разума», отмечая при этом, что вместе с истинами факта, есть так называемые истины разума – знание, которое имеет всеобщий и необходимый характер и которые не могут быть получены исключительно эмпирическим путем.
Стремясь к преодолению крайностей рационализма и эмпиризма (сенсуализма), Лейбниц не признавал ни декартовского варианта существования «врожденных идей» в качестве готового знания, ни представлений о разуме в качестве «чистой доски». Лейбниц считал, что разум правильно будет сравнить с глыбой мрамора, прожилки которого как бы намекают на формирование контуров будущей статуи. Иными словами, в разуме заложена некоторая «предрасположенность» к возникновению внутри него некоторого количества идей и истин, однако реализуется она исключительно при наличии чувственного опыта индивида. При этом Лейбниц, являясь представителем гносеологического рационализма, истины факта относил в вероятностным знаниям, считая достоверным только истины разума, которые выводятся логическим путем из самого разума.
Философские идеи Лейбница получили дальнейшее развитие в немецкой классической философии, в частности, в работах Иммануила Канта.
Общие идеи, по представлениям Декарта, носят врожденный характер, то есть они изначально присущи разуму человека. Обосновывая свой метод, Декарт выделял следующие моменты:
- основа познания – «интеллектуальная интуиция» - четкое, не вызывающее сомнений представление, затрагивающее что-либо, то есть все, воспринимаемое человеком ясно и отчетливо, то есть истинно;
- поэтому сложные вопросы должны быть сначала разложены на простые и интуитивно ясные положения, не вызывающие никаких сомнений;
- опираясь на интуитивно ясные и отчетливые для ума цели, идеи, разум использует дедукцию и должен выводить все необходимые последствия.
Основополагающими врожденными идеями Декарт считал геометрические аксиомы, а также основные математические и философские понятия, например, идею числа, идею Бога, идеи духовной и материальной субстанции. Что же касается ощущений, то они должны быть истинными, если логически непротиворечиво и последовательно укладываются в самоочевидные общие идеи. Именно последние выступают в качестве критерия истины, а не ощущения, которыми истина лишь иллюстрируется.