Понятие истины
Истина в гносеологии - это адекватная информация о воспринимаемом объекте, которая получена через чувственное или интеллектуальное постижение и характеризуется с позиции ее достоверности.
Истина, как одно из основных понятий философии, всегда была центром внимания всех ученых философов, начиная с периода Античности и заканчивая современной философией. Вопрос, который задал Христу Понтий Пилат «Что есть истина?», - ответ на который он так и не услышал, и сегодня является главным вопросом философской науки.
Современными исследователями слово «истина» отнесено к древнерусскому и даже старославянскому корню «истъ-», у которого было несколько значений, таких как настоящий, подлинный, точный.
В общефилософском понимании проблема истины значительно шире, чем вопрос истинности научного знания, о чем можно судить по многообразию форм познавательной деятельности. Это значит, что у истины множество аспектов и ее можно рассматривать с самых разных позиций: гносеологии, науки, художественного творчества, логики и богословия, при этом будет обнаружено, что известно несколько различных трактовок истины, несовместимых друг с другом.
Некоторые трактовки истины:
- Истиной называют соответствие знаний действительности;
- Истина – это одно из свойств самосогласованности знаний;
- Истина – это полезность и эффективность знания;
- Истина – это соглашение.
Вышеуказанные трактовки воплотились в соответствующих концепциях.
Концепции истины в гносеологии
Классическая концепция истины, или теория соответствия, или корреспондентская теория истины, является одним из наиболее значимых достижений философской мысли. В ней аккумулируется многовековой опыт человеческого познания в разных сферах, в первую очередь в научной.
Основные положения классической концепции истины в Античном периоде были изложены в работах Аристотеля и Платона. Платоном впервые было связано понятие истины и понятие соответствия. В диалоге «Кратил» Сократ говорил, что истина должна быть установлена степенью соответствия знания бытию. В трудах Аристотеля по логике оформляются основные положения теории соответствия.
Аристотель утверждал, что истина не существует в вещах, а является продуктом человеческой мыли, возникающим, когда субъект и предикат связаны в высказывании, которое может быть истинным или ложным. При дальнейшем развитии положения аристотелевской концепции истины, Фомой Аквинским было сформулировано определение истины, которое начало ассоциироваться со всей теорией корреспонденции в целом, глася, что истина – это соответствие вещи и интеллекта.
В философии Нового времени, в сочинениях таких авторов, как Р. Декарт, Дж. Локк, Г. Лейбниц, сформулирован категориальный аппарат концепции соответствия ее основных положений. Истину начали понимать в качестве объективного свойства предложений, независящего от человеческого мышления и процесса познания, которые ее открывают.
В философии Новейшего времени эту концепцию поддерживали такие крупные философы, как Поппер, Витгенштейн, Рассел и др.
Важная особенность понимания истины в классической теории – это ее объективность, то есть независимость от воли и желания людей, от ее признания или непризнания. Соответствие мысли объекту может быть определено объектом, его особенностями, а не желанием человека. Стандартным вариантом толкования критерия истины предполагается, что высказывания будут соответствовать фактам, положению дел, событиям и определенным ситуациям.
Преемник классической концепции истины – диалектико-материалистическое учение об истине, которое было разработано в марксистско-ленинской философии.
Преемственность выражается обоснованием объективности истины. Ленин в своем труде «Материализм и эмпириокритицизм» писал, что понятие объективной истины характеризуется таким содержанием человеческих представлений, которое не зависит ни от человека, ни от всего человечества.
Кроме объективности истину характеризует абсолютность и относительность:
- Абсолютность истины заключается в ее полноте, безусловности и наличии независимого от субъекта познавательного содержания, которое сохраняется и воспроизводится в процессе прогресса знаний. Так как человеческое знание верно воспроизводит объект, ему характерна абсолютная истинность.
- Относительность истины – это ее неполнота, приблизительность, незавершенность, которые при познании устраняются из знания как несовместимые с природой вещей.
С материалистической позиции истина может быть определена в качестве адекватного отражения объективной реальности познающим субъектом, в процессе чего, познаваемый предмет будет воспроизведен так, как он существует независимо от сознания и вне его.
Изначально сторонниками классической концепции истины было выдвинуто предположение, что определяемую цель – соответствие мыслей действительности – можно достичь достаточно просто. При этом они явно или неявно базировались на следующих предположениях:
- действительность, с которой человек непосредственно сталкивается и взаимодействует, а также которая является предметом его познания, не зависит от самого его знания;
- мысли можно привести в простое однозначное соответствие с действительностью;
- имеется разработанный интуитивно понятный и не вызывающий никаких сомнений критерий, благодаря которому можно установить степень соответствия мыслей реальности.
Со временем стало понятно, что такие положения, на которых основана вся классическая концепция истины, не являются абсолютно бесспорными, а сама классическая концепция истины вынуждена была решать целый ряд проблем, послуживших причиной для ее пересмотра и ограничения областей применения.
К перечню этих проблем, в первую очередь, относится проблема уточнения характера соответствия мыслей реальности. В философии она была сформулирована следующим образом: «Как можно сравнить знание, которое является по природе своей идеальным, с вещами, которые материальны?».