Понятие гносеологии
Гносеология – это раздел философии, изучающий возможности человечества в познании мира, в котором оно живет, познание самого себя и процесс перехода незнания в знание.
Гносеология включает несколько направлений:
- изучение степени познания человеком мира и самого себя;
- изучение процесса превращения незнания в знание в процессе познавательной деятельности;
- изучение природы человеческих знаний в том состоянии, в каком они проявляются в онтологической сущности, а также соотношение этих знаний с познаваемыми предметами и явлениями.
Гносеология религии
Гносеология религии – это одна из разновидностей теории познания, которая занимается изучением особенностей духовной веры, религиозных знаний и способов достижения абсолютной реальности. Религиозная рациональность значительно отличается от технического или научного разума в таких аспектах, как способ связи субъекта с объектом, характер используемого языка, оценка истинности знания и пр. Чтобы выяснить специфику религиозной гносеологии необходимо осознать ее общие представления, касательно механизма переноса информации от объекта к субъекту и условия, в которых будет установлено соответствие образца оригиналу.
В русской религиозной философии появилось понятие христианской гносеологии, произошло это в конце XIX – начале ХХ века, в работах П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова и В.В. Зеньковского. Но и у древних представителей церкви уже было разработано учение о богопознании, которое отличалось от учения гностиков, занимающихся подменой веры самоцельным знанием. Как считал Иоанн Дамаскин, истинная теория познания должна заниматься тем, что направляет ум к ближайшей цели, которая заключается в том, чтобы посредством чувств перейти к тому, кто стоит выше чувства и восприятия, то есть кто является виновником всего.
С позиции религиозного человека, предмет его веры реально существует, всегда существовал и будет существовать. То есть, он является чем-то достоверным, доказанным и общеизвестным. Для него вера предполагает одновременно моральную систему, мифологию и своеобразный ритуал.
Иными словами, для человека верующего предмет его веры не является какой-то гносеологической проблемой. Но это совсем не означает, что теология абсолютно игнорирует проблему истинности.
В религиозном понимании «истина» - это доказательство того, почему человек должен креститься двумя перстами, а не тремя, включая доказательства триединства бога, божественности папы Римского и пр.
Основываясь на этих примерах, почерпнутых в христианстве, можно сделать вывод, что только синтаксически и чисто формально теологическое понятие истинности можно считать тождественным гносеологическому, так как само противопоставление мышления объекту является чуждым теизму.
Независимость объекта, то есть материи, от мышления человека не является по своей сути проблемой для религии именно потому, что в ней скрыта постулирована полная адекватность мышления объекта веры.
Гносеологический принцип, напротив, выдвигает постулат о том, что неопределенность в сопоставлении мышления с материей имеет несколько крайних точек:
- агностическая: мысли человека – это только мысли о мыслях;
- гностическая: все, что есть в мышлении, должно быть отражено в объекте.
То есть, очевидным является, что обе эти позиции могут быть рассмотрены в качестве пределов применимости гносеологии, и могут быть легко трансформированы в догматы веры.
Далее, понятию истины характерна двойственность, возможно даже говорить о существовании двух разных понятий:
- истины логической – истины «правильных» выводов и правильных доказательств, которую успешно использует религия, так Аристотель, как основоположник логики, может считаться непререкаемым авторитетом среди известных христианских теологов;
- истины гносеологической – истины процессуальной, истины восприятия и отображения реальности.
Гносеология, как и любая другая наука – биология, физика, экономика и прочие общественные и естественнонаучные направления, противопоставляется логике, так как в законах гносеологии раскрываются, выявляются и исследуются данные, но они не доказываются. Никто не стремится к логическому доказательству или опровержению, что скорость падения физического тела пропорциональна его весу или, наоборот, не зависит от веса, но при этом все ссылаются на закон Галилея и пр.
К области гносеологических исследований можно отнести и некоторые закономерности психической деятельности, например, склонность фантазировать, неумышленно и предумышленно постоянно лгать и пр., это позволяет подходить к исследованию религиозных верований и религиозных мифов с научных позиций.
Вместе с этим, когда речь заходит о том, что у теологии нет точек соприкосновения с гносеологией, следует сказать, что гносеология не обязана признавать доводов и опровержений теологии, отрицая саму возможность образа научного мышления.
В связи с этим можно сделать вывод, что положительно решить этот вопрос, то есть прийти к какому-то общему выводу невозможно настолько же, насколько нелепо это бы было. Это можно сравнить с попыткой вывести понятие иррационального числа их представлений о рациональных числах и пр. Другими словами, нужно раз и навсегда признать тот факт, что религиозной вере всегда будет отведено место в общественном сознании. Поэтому, несмотря на то, что религия – это только одна форма общественного сознания, она может выступать в качестве предмета исследования для другой области общественного сознания, то есть науки, что еще не может считаться основанием для оценочного их ранжирования.