Биография Герберта Спенсера
Эволюционизм – система концепций и мнений, утверждающих прогрессивное развитие биосферы Земли, которое можно вписать в глобальный процесс эволюции Вселенной.
Герберт Спенсер – английский философ и социолог, родоначальник эволюционизма, идеи которого были очень популярны в конце XIX века. Он основал органическую школу социологии, был идеологом либерализма. Социологические взгляды Спенсера – продолжение социологических воззрений Сен-Симона и Конта, а также некоторое влияние на развитие его идей эволюции было оказано Ламарком и К. Бэром, Смитом и Мальтусом.
Родился Спенсер в Дерби в семье учителя. В связи с плохим здоровьем, до 13 лет он не посещал школу и учился на дому. Он отказался от поступления в Кембридж, а позже отказался от должности профессора лондонского Университетского колледжа и даже от членства в Королевском обществе.
Спенсер был учителем. А с 1837 года работал на строительстве железной дороги инженером. В 1841 году он покинул рабочее место, чтобы полностью заняться самообразованием. В 1843 году он возглавил инженерное бюро, а в 1846 получил патент на пилильно-строгальную машину. Скоро он решил стать журналистом. В 1853 году Спенсер получил крупное наследство, которое позволило ему не работать и посвятить себя философии и науке. Умер Спенсер 8 декабря 1903 года в Брайтоне. Похоронен в Лондоне на Хагейтском кладбище.
Взгляды Герберта Спенсера
Взгляды Спенсера соединяли в себе эволюционизм, принцип невмешательства и концепцию философии в качестве обобщения всех наук, а также ряд других идейных течений его времени. Отсутствие систематического образования и стремления изучать труды предшественников привели к тому, что Спенсер брал информацию из тех источников, с которыми успел ознакомиться.
Ключ к системе объединенных наук Спенсера – это его работа «Основные начала», в которой дано утверждение, что человек не может ничего знать о последней реальности. Это непознаваемое покидает пределы научного исследования, а религия использует метафоры, чтобы его представить и поклоняться этой вещи внутри себя. Вторая часть труда содержит космическую теорию эволюции, или теорию прогресса, которая Спенсером названа универсальным принципом, являющимся базой для любой области знания.
В 1852 году Спенсером была написана статья «Гипотеза развития», в которой он изложил идею эволюции, которая во многом следовала теории Ламарка и К. Бэра. Позже Спенсер признавал естественный отбор в качестве одного из факторов эволюции, именно он первый использовал выражении «выживают наиболее приспособленные». Спенсер рассматривал эволюцию как интеграцию материи, сопровождаемой рассеянием движения, переводящим материю из неопределенной и бессвязной однородности в определенную, связную разнородность. Все вещи объединены общностью происхождения, но посредством наследования черт, которые они приобрели в процессе адаптации к окружающей среде, происходит их дифференциация. В конечном итоге любая вещь переходит в состояние полной адаптации к своему окружению, но такое состояние крайне неустойчиво. Поэтому последней ступенью эволюции является не что иное, как первая ступень процесса «рассеяния», за которым снова наступает эволюция.
Разработанную им концепцию глобального эволюционизма и всеобщие законы эволюции, Спенсер распространял на области биологии, психологии, социологии и этики, что и привело к их биологизации.
В 1858 году Спенсер разработал план сочинения, которое стало главным трудом в его жизни – «Система синтетической философии», которое должно было состоять из 10 томов. Главные принципы этой работы он сформулировал на первой стадии реализации своей программы, а «Основных началах». В остальных томах он давал интерпретацию частных наук в свете этих идей.
Наибольшая научная ценность принадлежит его социологическим исследованиям, включая трактаты «Социальная статика» и «Социологические исследования». Спенсер был основателем органической школы в социологии. С его точки зрения общество представляет эволюционирующий организм, схожий с живым организмом, рассматриваемым биологической наукой. Общество способно организовывать и контролировать свои адаптационные процессы, и тогда они начинают развитие в направлении милитаристского режима. Также они могут свободно и пластично адаптироваться, превращаясь в промышленно развитые государства.
Но эволюционный процесс превращает адаптацию из случайности в необходимость. Спенсер излагал принцип индивидуализма, лежащий в основе его эволюционной философии: каждый человек может делать то, что считает нужным, если при этом он не нарушает равную свободу окружающих его людей.
Социальная эволюция – процесс возрастающей индивидуализации. Он был противником революции и резко негативно высказывался о социальных идеях. Он считал, что человеческое общество, как и весь органический мир, развивается последовательно и эволюционно. Спенсер – открытый противник образования для малоимущих слоев населения, считая вредной демократизацию образования.
Концепция социальных институтов
Социальный институт – это механизм самоорганизации совместной жизни людей. Ими обеспечивается превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное выполнять совместные действия.
Спенсер выделял следующие институты:
- домашние – брак и семья, решающие проблемы воспитания;
- обрядовые – регулируют ежедневное поведение людей, устанавливает обычаи, обряды и правила этикета;
- политические – их появление связано с переносом внутригрупповых конфликтов в область межгруппового взаимодействия;
- церковные – церкви, приходские школы, храмы, сохраняющие религиозные традиции;
- профессиональные и промышленные институты – формируются на базе разделения труда. Профессиональными группы людей консолидируются на основании профессиональных занятий, а промышленными – поддерживается производственная структура общества.