Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Герберт Спенсер, английский философ, основатель органической школы в социологии

Биография Герберта Спенсера

Определение 1

Эволюционизм – система концепций и мнений, утверждающих прогрессивное развитие биосферы Земли, которое можно вписать в глобальный процесс эволюции Вселенной.

Герберт Спенсер – английский философ и социолог, родоначальник эволюционизма, идеи которого были очень популярны в конце XIX века. Он основал органическую школу социологии, был идеологом либерализма. Социологические взгляды Спенсера – продолжение социологических воззрений Сен-Симона и Конта, а также некоторое влияние на развитие его идей эволюции было оказано Ламарком и К. Бэром, Смитом и Мальтусом.

Родился Спенсер в Дерби в семье учителя. В связи с плохим здоровьем, до 13 лет он не посещал школу и учился на дому. Он отказался от поступления в Кембридж, а позже отказался от должности профессора лондонского Университетского колледжа и даже от членства в Королевском обществе.

Спенсер был учителем. А с 1837 года работал на строительстве железной дороги инженером. В 1841 году он покинул рабочее место, чтобы полностью заняться самообразованием. В 1843 году он возглавил инженерное бюро, а в 1846 получил патент на пилильно-строгальную машину. Скоро он решил стать журналистом. В 1853 году Спенсер получил крупное наследство, которое позволило ему не работать и посвятить себя философии и науке. Умер Спенсер 8 декабря 1903 года в Брайтоне. Похоронен в Лондоне на Хагейтском кладбище.

Взгляды Герберта Спенсера

Взгляды Спенсера соединяли в себе эволюционизм, принцип невмешательства и концепцию философии в качестве обобщения всех наук, а также ряд других идейных течений его времени. Отсутствие систематического образования и стремления изучать труды предшественников привели к тому, что Спенсер брал информацию из тех источников, с которыми успел ознакомиться.

Ключ к системе объединенных наук Спенсера – это его работа «Основные начала», в которой дано утверждение, что человек не может ничего знать о последней реальности. Это непознаваемое покидает пределы научного исследования, а религия использует метафоры, чтобы его представить и поклоняться этой вещи внутри себя. Вторая часть труда содержит космическую теорию эволюции, или теорию прогресса, которая Спенсером названа универсальным принципом, являющимся базой для любой области знания.

«Герберт Спенсер, английский философ, основатель органической школы в социологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В 1852 году Спенсером была написана статья «Гипотеза развития», в которой он изложил идею эволюции, которая во многом следовала теории Ламарка и К. Бэра. Позже Спенсер признавал естественный отбор в качестве одного из факторов эволюции, именно он первый использовал выражении «выживают наиболее приспособленные». Спенсер рассматривал эволюцию как интеграцию материи, сопровождаемой рассеянием движения, переводящим материю из неопределенной и бессвязной однородности в определенную, связную разнородность. Все вещи объединены общностью происхождения, но посредством наследования черт, которые они приобрели в процессе адаптации к окружающей среде, происходит их дифференциация. В конечном итоге любая вещь переходит в состояние полной адаптации к своему окружению, но такое состояние крайне неустойчиво. Поэтому последней ступенью эволюции является не что иное, как первая ступень процесса «рассеяния», за которым снова наступает эволюция.

Замечание 1

Разработанную им концепцию глобального эволюционизма и всеобщие законы эволюции, Спенсер распространял на области биологии, психологии, социологии и этики, что и привело к их биологизации.

В 1858 году Спенсер разработал план сочинения, которое стало главным трудом в его жизни – «Система синтетической философии», которое должно было состоять из 10 томов. Главные принципы этой работы он сформулировал на первой стадии реализации своей программы, а «Основных началах». В остальных томах он давал интерпретацию частных наук в свете этих идей.

Наибольшая научная ценность принадлежит его социологическим исследованиям, включая трактаты «Социальная статика» и «Социологические исследования». Спенсер был основателем органической школы в социологии. С его точки зрения общество представляет эволюционирующий организм, схожий с живым организмом, рассматриваемым биологической наукой. Общество способно организовывать и контролировать свои адаптационные процессы, и тогда они начинают развитие в направлении милитаристского режима. Также они могут свободно и пластично адаптироваться, превращаясь в промышленно развитые государства.

Но эволюционный процесс превращает адаптацию из случайности в необходимость. Спенсер излагал принцип индивидуализма, лежащий в основе его эволюционной философии: каждый человек может делать то, что считает нужным, если при этом он не нарушает равную свободу окружающих его людей.

Социальная эволюция – процесс возрастающей индивидуализации. Он был противником революции и резко негативно высказывался о социальных идеях. Он считал, что человеческое общество, как и весь органический мир, развивается последовательно и эволюционно. Спенсер – открытый противник образования для малоимущих слоев населения, считая вредной демократизацию образования.

Концепция социальных институтов

Определение 2

Социальный институт – это механизм самоорганизации совместной жизни людей. Ими обеспечивается превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное выполнять совместные действия.

Спенсер выделял следующие институты:

  • домашние – брак и семья, решающие проблемы воспитания;
  • обрядовые – регулируют ежедневное поведение людей, устанавливает обычаи, обряды и правила этикета;
  • политические – их появление связано с переносом внутригрупповых конфликтов в область межгруппового взаимодействия;
  • церковные – церкви, приходские школы, храмы, сохраняющие религиозные традиции;
  • профессиональные и промышленные институты – формируются на базе разделения труда. Профессиональными группы людей консолидируются на основании профессиональных занятий, а промышленными – поддерживается производственная структура общества.
Дата последнего обновления статьи: 03.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot