В момент изучения и осмысления окружающего мира, философия обращается к разработке инструментального понятийного аппарата, который сможет фиксировать свойства и взаимоотношения реальности. Бытие выступает первой пракатегорией, с которой начинается процесс осмысления мира. Эта пракатегория является общей по объему и бедной по содержанию понятием, которое характеризует одно свойство – существование.
Исторические предпосылки
В процессе изучения бытия философы пришли к мнению, что бытие может существовать не в одном конкретном месте, но так же и в иных местах мира, оно так же было в прошлом, есть в настоящем и будет в будущем.
Таким образом, начинают складываться категории бытия – пространство и время. Данный вектор размышлений о пространстве и времени формирует проблематику о временных и пространственных границах бытия.
Эти и ряд других проблем составляют сущность онтологии, раздела, изучающего бытие, его принципы и свойства.
Движение так же является фундаментальной категорией бытия. Проблема сущности движения, заключенная в его познаваемости была актуальна на протяжении всей истории философии.
Античные философы милетской школы вместе с Гераклитом расценивали движение в качестве возникновения и уничтожения вещи, что можно назвать бесконечным становлением всего сущего. Согласно учению Гераклита: в одну реку нельзя войти дважды, что подразумевает собой вечное изменение мира, в котором всё течет и все меняется. Устойчивость мира уходит из понимания античной философии, принимая во внимание изменчивый характер бытия.
Первым, кто сформировал учение о бытии и выделил его признаки был Парменид.
Свойства бытия по Пармениду
- Бытие неподвижно
- Бытие есть небытия нет
- Бытие едино, прекрасно
- Бытие закончено
Эти свойства опираются на аксиому о несуществовании небытия, поскольку при его наличии бытие обретает рождение, единство, и совершенство. Движение же казалось чем-то ложным, проистекающим из небытия.
Аристотель дал иное понимание движения, в которой раскрыл свою концепцию о материи, форме и энергии. По мнению Аристотеля, движение, хоть и не обладает чистым бытием, но точно не является небытием. Это переход от возможности к действительности. Это деятельность, с помощью которой форма воплощает себя в материальной потенции. Из понятий энергии и потенции Аристотель вывел теорию движения. Движение есть переход, цель.
Цель оказывается началом, она предшествует ему. По Аристотелю, прекрасное является и началом, и концом движения. Цель и начало совпадают. Цель является действительностью, совершенство всегда действительно. Единство формы и движения есть и конец движения, и его начало.
Фундаментальные свойства бытия
Конечность. Как говорил Хайдеггер – бытие есть «бытие к смерти»
Каждое из следующих свойств бытия можно рассматривать с точки зрения уже известных категорий, к которым относятся
- Пространство – отражает неустранимую отграниченность всего сущего друг от друга
- Время - форма, которая координирует объекты и их изменения в пространстве.
- Движение – атрибут материи, свойство материального предмета, отражающий изменчивость
- Причинность – это наличие в каждом мгновении причин явлений, которые произойдут в следующее мгновение, отражая необходимость события
- Субстанция (сущность) – то, что находится в основе, самостоятельно существует, независимо.
В центр фундаментальных свойств бытия Альбер Камю добавлял «абсурдность мира», что являет собой в значительной мере следствие несоответствия реальности тем ожиданиям и представлениям, которые правят в душе человека. Все эти базовые свойства бытия, переплетаясь и влияя друг на друга дают бытию дополнительные переходные свойства.