Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Фридрих Вильгельм Шеллинг, немецкий философ

Биография философа

Фридрих Шеллинг родился в 1775 году в Леонберге в семье протестантского священника. О детстве Шеллинга известно мало, но уже в пятнадцатилетнем возрасте он поступает на обучение в Тюбингемский университет, а уже через два года защищает магистерскую диссертацию. Интересы Шеллинга сосредоточены в области философии и теологии, он знакомится с работами Канта, Фихте, заводит дружеские отношения с Гегелем и Гете.

Спустя три года после окончания обучения Шеллинг становится профессором Йенского университета, где начинает тесно общаться с «кружком романтиков». Итогом этого общения становится роман с супругой одного из его участников, которая впоследствии становится женой самого Шеллинга. Однако их семейная жизнь продолжается недолго – шесть лет, и заканчивается гибелью женщины от дизентерии. В это время Шеллинг перебирается из Йены сначала в Вюрцбургский университет, а затем в Мюнхен, где получает пост штатного члена Баварской академии наук.

Уже после смерти супруги Шеллинг перебирается в Берлин и читает там лекции, в том числе посвященные заключительным идеям его философии. Однако публикация их содержания Паулусом, в рамках научной дискуссии, без разрешения самого Шеллинга, задевает философа. Он подает в суд, а когда ему не удается выиграть дело, то навсегда отказывается от чтения лекций. Данный отказ положил конец развитию идей его позитивной философии, так как они не были запечатлены Шеллингом в виде самостоятельного труда, и известны лишь по его лекционным материалам.

Последние годы жизни Шеллинг проводит в кругу семьи и друзей. Он пользуется большой популярностью и уважением не только в Германии, но также и в России. К нему приезжают многие представители русской философии, как западники, так и славянофилы. Умирает Шеллинг в Швейцарии в 1854 году.

Творчество Шеллинга не является единой теорией или обобщенной и законченной системой, в развитии его идей можно достаточно четко выделить пять обособленных периодов:

  • гносеологический, в котором Шеллинг критически переосмысливает идеи Канта и Фихте;
  • натурфилософский, в котором происходит поиск единого базиса наук;
  • период идеи тождества и абсолюта;
  • религиозная философия;
  • положительная философия.
«Фридрих Вильгельм Шеллинг, немецкий философ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Проблемы познания и бытия в философии Шеллинга

Исторически творческий путь Шеллинга начинается с критического пересмотра проблем познания в философии Канта. Шеллинг яростно критикует современных ему кантианцев, за неправильное понимание идей философа. Камнем преткновения становится понятие «вещь в себе», которое по мнению Шеллинга должно быть удалено из философии, поскольку отрицает какое-бы то ни было познание в принципе.

Рассматривая процесс познания как взаимодействие объекта и субъекта Шеллинг указывает на то, что будучи «вещью в себе», т.е. абсолютно чуждым и независимым для субъекта, объект не может быть им познан, ведь для образования знания субъект должен сформировать представление, соответствующее объекту, а поскольку тот независим от него, то и никакое тождество между представлением и объектом не может быть установлено. Более того Шеллинг указывает на тот факт, что мир состоящий из «вещей в себе» должен быть чуждым для субъекта, непознаваемым и как следствие хаотичным. Человек же напротив, находит окружающий мир достаточно закономерным, что с точки зрения философии Канта является полным абсурдом, так как получается, что независимые от человека «вещи в себе» подстраиваются под его предположения.

Замечание 1

Также Шеллинг указывает на тесную связь объекта и субъекта. От объекта исходит догматизм, т.е. необходимость, а от субъекта свобода. Однако эта свобода реализуется через взаимодействие с объектами, если же они будут неподвластны субъекту, то и свободы как таковой не будет существовать.

Отрицая «вещи в себе» Шеллинг приходит к выводу, что объекты не могут существовать вне духа. Все объекты возникают в процессе духовного развития которое включает в себя бессознательную и сознательную стадию. Бессознательная стадия, творящаяся по закону необходимости предшествует сознательной, а потому возникшие в ней объекты представляются сознанию внешними и отделенными от него самого. В тоже время вся природа есть продукт свободно развивающегося духа, а суть духа представляет собой автономная воля.

Раскрытие данного процесса – развития природы в духе, составляет содержание натурфилософии Шеллинга. Обращение к натурфилософским проблемам было необходимо еще и потому, что научные открытия тех лет – магнетизм, электричество, раздражимость, химическое родство, еще не имели достаточной теоретической базы, обуславливающей их закономерность и место в картине мира. Наука остро нуждалась в объединяющем основании и именно его Шеллинг попытался разработать.

В натурфилософии Шеллинга легко прослеживается влияние диалектики Гегеля. Выдвигая основным принципом своей натурфилософии единство мыслитель раскрывает его через равновесие и объединение противоположностей. Вся природа, которая по мысли Шеллинга, представляет собой единый и развивающийся организм создана на основании взаимодействия двух сил – притяжения и отталкивания.

Согласно его теории создание материи происходит через три элемента:

  • первый элемент представляет собой равновесие притяжения и отталкивания в одной точке и их равномерном усилении, что соответствует магнетизму, порождающему первое измерение пространства;
  • второй элемент образуется разделением противостоящих сил в точке, и их растеканию под углом к линии магнетизма, что соответствует второму измерению и электричеству;
  • третий элемент образуется за счет синтеза электричества и магнетизма, их перетекания из одного в другое.
Замечание 2

В дополнение к магнетизму и электричеству Шеллинг вводит понятие тяжести, обуславливающее плотность точек материи в одном объекте и обеспечивающее его устойчивость.

Религиозные вопросы в философии

Рассматривая природу как порождение духа, Шеллинг приходит к идее о том, что единство природных противоположностей обеспечивается за счет существования абсолюта, который представляет собой бог. В отличии от Спинозы, Шеллинг не придерживается пантеизма, бог не равнозначен природе, но в тоже время природа не является его продуктом или творением. Бог, как и все остальное, также имеет двойственный характер, и вторая противоположная часть бога выражена в неабсолюте, т.е. самой природе, которая как бы отпадает от бога, но стремится вернуться к нему.

Первые четыре философских этапа Шеллинг в последствии называет негативной философии, т.е. идущей от рассудка к познанию мира, божественного. На склоне лет он начинает развивать позитивную философию которая черпает из источника откровения, интуитивного просветления, которое затем расшифровывается рассудком.

Дата последнего обновления статьи: 28.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot