Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Фридрих Вильгельм Шеллинг, немецкий философ

Биография философа

Фридрих Шеллинг родился в 1775 году в Леонберге в семье протестантского священника. О детстве Шеллинга известно мало, но уже в пятнадцатилетнем возрасте он поступает на обучение в Тюбингемский университет, а уже через два года защищает магистерскую диссертацию. Интересы Шеллинга сосредоточены в области философии и теологии, он знакомится с работами Канта, Фихте, заводит дружеские отношения с Гегелем и Гете.

Спустя три года после окончания обучения Шеллинг становится профессором Йенского университета, где начинает тесно общаться с «кружком романтиков». Итогом этого общения становится роман с супругой одного из его участников, которая впоследствии становится женой самого Шеллинга. Однако их семейная жизнь продолжается недолго – шесть лет, и заканчивается гибелью женщины от дизентерии. В это время Шеллинг перебирается из Йены сначала в Вюрцбургский университет, а затем в Мюнхен, где получает пост штатного члена Баварской академии наук.

Уже после смерти супруги Шеллинг перебирается в Берлин и читает там лекции, в том числе посвященные заключительным идеям его философии. Однако публикация их содержания Паулусом, в рамках научной дискуссии, без разрешения самого Шеллинга, задевает философа. Он подает в суд, а когда ему не удается выиграть дело, то навсегда отказывается от чтения лекций. Данный отказ положил конец развитию идей его позитивной философии, так как они не были запечатлены Шеллингом в виде самостоятельного труда, и известны лишь по его лекционным материалам.

Последние годы жизни Шеллинг проводит в кругу семьи и друзей. Он пользуется большой популярностью и уважением не только в Германии, но также и в России. К нему приезжают многие представители русской философии, как западники, так и славянофилы. Умирает Шеллинг в Швейцарии в 1854 году.

Творчество Шеллинга не является единой теорией или обобщенной и законченной системой, в развитии его идей можно достаточно четко выделить пять обособленных периодов:

  • гносеологический, в котором Шеллинг критически переосмысливает идеи Канта и Фихте;
  • натурфилософский, в котором происходит поиск единого базиса наук;
  • период идеи тождества и абсолюта;
  • религиозная философия;
  • положительная философия.
«Фридрих Вильгельм Шеллинг, немецкий философ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Проблемы познания и бытия в философии Шеллинга

Исторически творческий путь Шеллинга начинается с критического пересмотра проблем познания в философии Канта. Шеллинг яростно критикует современных ему кантианцев, за неправильное понимание идей философа. Камнем преткновения становится понятие «вещь в себе», которое по мнению Шеллинга должно быть удалено из философии, поскольку отрицает какое-бы то ни было познание в принципе.

Рассматривая процесс познания как взаимодействие объекта и субъекта Шеллинг указывает на то, что будучи «вещью в себе», т.е. абсолютно чуждым и независимым для субъекта, объект не может быть им познан, ведь для образования знания субъект должен сформировать представление, соответствующее объекту, а поскольку тот независим от него, то и никакое тождество между представлением и объектом не может быть установлено. Более того Шеллинг указывает на тот факт, что мир состоящий из «вещей в себе» должен быть чуждым для субъекта, непознаваемым и как следствие хаотичным. Человек же напротив, находит окружающий мир достаточно закономерным, что с точки зрения философии Канта является полным абсурдом, так как получается, что независимые от человека «вещи в себе» подстраиваются под его предположения.

Замечание 1

Также Шеллинг указывает на тесную связь объекта и субъекта. От объекта исходит догматизм, т.е. необходимость, а от субъекта свобода. Однако эта свобода реализуется через взаимодействие с объектами, если же они будут неподвластны субъекту, то и свободы как таковой не будет существовать.

Отрицая «вещи в себе» Шеллинг приходит к выводу, что объекты не могут существовать вне духа. Все объекты возникают в процессе духовного развития которое включает в себя бессознательную и сознательную стадию. Бессознательная стадия, творящаяся по закону необходимости предшествует сознательной, а потому возникшие в ней объекты представляются сознанию внешними и отделенными от него самого. В тоже время вся природа есть продукт свободно развивающегося духа, а суть духа представляет собой автономная воля.

Раскрытие данного процесса – развития природы в духе, составляет содержание натурфилософии Шеллинга. Обращение к натурфилософским проблемам было необходимо еще и потому, что научные открытия тех лет – магнетизм, электричество, раздражимость, химическое родство, еще не имели достаточной теоретической базы, обуславливающей их закономерность и место в картине мира. Наука остро нуждалась в объединяющем основании и именно его Шеллинг попытался разработать.

В натурфилософии Шеллинга легко прослеживается влияние диалектики Гегеля. Выдвигая основным принципом своей натурфилософии единство мыслитель раскрывает его через равновесие и объединение противоположностей. Вся природа, которая по мысли Шеллинга, представляет собой единый и развивающийся организм создана на основании взаимодействия двух сил – притяжения и отталкивания.

Согласно его теории создание материи происходит через три элемента:

  • первый элемент представляет собой равновесие притяжения и отталкивания в одной точке и их равномерном усилении, что соответствует магнетизму, порождающему первое измерение пространства;
  • второй элемент образуется разделением противостоящих сил в точке, и их растеканию под углом к линии магнетизма, что соответствует второму измерению и электричеству;
  • третий элемент образуется за счет синтеза электричества и магнетизма, их перетекания из одного в другое.
Замечание 2

В дополнение к магнетизму и электричеству Шеллинг вводит понятие тяжести, обуславливающее плотность точек материи в одном объекте и обеспечивающее его устойчивость.

Религиозные вопросы в философии

Рассматривая природу как порождение духа, Шеллинг приходит к идее о том, что единство природных противоположностей обеспечивается за счет существования абсолюта, который представляет собой бог. В отличии от Спинозы, Шеллинг не придерживается пантеизма, бог не равнозначен природе, но в тоже время природа не является его продуктом или творением. Бог, как и все остальное, также имеет двойственный характер, и вторая противоположная часть бога выражена в неабсолюте, т.е. самой природе, которая как бы отпадает от бога, но стремится вернуться к нему.

Первые четыре философских этапа Шеллинг в последствии называет негативной философии, т.е. идущей от рассудка к познанию мира, божественного. На склоне лет он начинает развивать позитивную философию которая черпает из источника откровения, интуитивного просветления, которое затем расшифровывается рассудком.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot