Ф. Шлейермахер как основатель герменевтики
Фридрих Шлейермахер (1768 - 1834) - немецкий представитель протестантской теологии и философии, основал герменевтику как научную гуманитарную дисциплину, состоящую в «искусстве понимания». Сам термин «герменевтика» восходит к имени Гермеса - древнегреческого бога хитрости и скрытых мыслей. Фридрих Шлейермахер занимался разработкой приёмов интерпретации текстов, направленных на овладение языком и психологией автора и через это вхождением в его позицию.
Герменевтика, по Шлейермахеру, позволяет раскрывать те условия, которые делают возможным понимание письменных документов. Любой письменный источник является «языковым обнаружением с двойственной природой. С одной стороны, это часть общей языковой системы, а с другой – продукт субъективного творчества автора.
Поэтому и задача герменевтики имеет два аспекта:
- исследовать языковое обнаружение как фрагмент определенной системы языка;
- обнаружить скрывающуюся за ним уникальную субъективность.
Два вида истолкования:
- В решении первого аспекта помогает «объективное», то есть «грамматическое» истолкование. При этом текст рассматривается в качестве части определенной лексической системы.
- В решении второго аспекта помогает «техническое» или иными словами «психологическое» истолкование, направленное на исследование индивидуального стиля, т.е. комплекса выражений, не заданных лексической системой.
На позднем этапе творчества Ф. Шлейермахер разрабатывал методику «технической», т.е. субъективной, психологической интерпретации.
Основная процедура психологической интерпретации – «вживание» (Einleben) интерпретатора в субъективный (внутренний) мир автора.
«Эмпатия» (вчувствование) и «вживание» являются возможными потому, что и истолкователь текста, и его автор свыступают индивидуальными выражениями одной сверхиндивидуальной жизни (то есть духа).
Сущность религиозной веры. Теология чувств
Через чувства человек может вступить в определенную коммуникацию с Божественным началом. Поэтому протестантская теория немецкого мыслителя называется теологией чувств, которая была достаточно авторитетной в христианской философии 19 столетия. Она является результатом синтеза субъективизма, присущего протестантской теологии, и германской идеалистической философии. Такие вопросы, как естественная религия, Библия и церковная организация, у Шлейермахера отходят на второй план перед проблемой религиозной веры, основанной на чувстве.
В книге, вышедшей в 1799 году, философ и теолог обосновывает идею о заложенности сущности религии не в мышлении и действии, а в интуиции и чувстве. По его словам, религия сама по себе стремится к интуитивному познанию Вселенной, постижению её собственных воплощений и действий, саморефлексии и проявлению в них.
Человек как сосредоточие религиозной веры
Увязывая религию с чувственной сферой, Ф. Шлейермахер тем самым освободил ее от множества уязвимых пунктов, являющихся целевыми точками для атеистической критики. Если следовать теологии чувств, то в религии самой по себе не играют никакой роли ни написанные книги, ни церковные организации. Истоки религии усматриваются им в самой природе человека, а не в объективном мире, не в мифах, не в Боге. Путь к открытию Божественного начала лежит в анализе субъективных человеческих чувств, близком в герменевтическому методу, только в данном случае истолковывается не документ, а субъективный мир личности.
В большей степени к этому способны художники, у которых развита фантазия и которые в большей степени предрасположены к субъективному ощущению бесконечности божественного. Однако, каждый, заглянув в себя и проанализировав свой религиозные чувства, субъективное ощущение веры, может ощутить божественное присутствие без обращение к богословским книгам и священнослужителям.