Государство – это центральный политический институт, который объединяет в себе совокупность организаций и учреждений, осуществляющих процессы управления обществом.
Понятие государства и его признаки
В настоящее время государство представляет собой основную форму организации и практического существования общества. В первобытном обществе были распространены негосударственные средства саморегуляции, такие как обычаи и традиции, однако по мере развития родоплеменных сообществ, как социального, так и экономического возникала необходимость в установлении специализированных управленческих структур, которая удовлетворялась за счет формирования государства.
Отличительными признаками государства от негосударственных образований являются:
- наличие публичной власти в виде системы органов и учреждений,
- право на применение насильственного принуждения по отношению к гражданам (полиция, армия и т.д.),
- монополия на издание законов,
- право собирать и перераспределять денежные средства через систему налогообложения и бюджета,
- суверенитет, как верховенство и независимость власти государства на подчиненной ему территории,
- международная правосубъектность, как возможность представлять страну в международных организациях и отношениях с другими государствами.
Кроме вышеперечисленных признаков обязательными атрибутами, без которых существование государства невозможно являются территория и население.
Государство, как главный политический институт, сопряжено с одной стороны с системой принуждения собственных граждан для решения общегосударственных задач, а с другой является тем инструментом с помощью которого удовлетворяются общественные интересы. Среди функций государства можно выделить внутренние, которые направлены на управление самим обществом и внешние ориентированные в отношении других государств, такие как защита суверенитета, участие в мировой политика, внешнеэкономические связи и т.д.
Философские подходы к происхождению государства
Проблема генезиса государства является одной из важнейших для социальной и политической философии, поскольку сама философия возникла уже внутри государственной системы и потому не обладает достаточными знаниями об условиях ее формирования. Мыслители разных эпох по-разному пытались решить эту проблему что отражено в существовании ряда различных подходов в возникновению государства:
- теологическом,
- патриархальном,
- договорном,
- покорения,
- классовом.
Теологический подход является наиболее древним. В нем проблема генезиса государства как таковая не ставится, основное внимание уделяется же легитимации существующего строя и власти. Положения теологического подхода крайне просты и были закреплены еще в легендарных законах кодекса Хаммурапи – государственный порядок был установлен богом, человек является его тенью, так как раб тенью человека, а царь равен богу. С незначительными переформулировками данная трактовка встречается в любых религиозных доктринах – от преставлений китайских мудрецов о вселенском Дао и императоре как Сыне Неба, до наставлений христианских апостолов о том, что царь – помазанник божий.
Патриархальная теория была разработана Аристотелем, который полагал что государство является единственной и наиболее естественной формой существования людей и общества, взаимодействие же людей вне государственной системы невозможно. Поскольку человек существо общественное, то по мнению Аристотеля, оно стремится к созданию микросоциумов, таких как семья, которые разрастаясь и объединяясь создают государство, как вариант семьи общественной, в котором власть правителя аналогична власти отца.
Теории генезиса государства Нового времени и классической философии
Договорные теории возникли в эпоху Возрождения и Новое время, в связи с ростом значимости общественных процессов, и усилением влияния общества на государственную деятельность. Различные модели договорных теорий разрабатывались Т. Гоббсом, Дж. Локком и многими другими. В их основе лежит идея о том, что государство представляет собой результат разумного договора между членами общества, которые сами выделяют из своей среды лиц, которых наделяют власть и расширенными правами для защиты общественных, надличностных интересов.
Теории покорения и насилия возникли на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, они разрабатывались Л. Гумпловичем, К. Каутским и другими. Исходя из исторических фактов, данные философы утверждали, что в основе становления государства лежит насилие, которое осуществляет одно общество над другим. Завоевание одним народом другого вело к возникновению на одной территории общества, разделенного на два класса – эксплуататоров и эксплуатируемых, первые из которых и образовывали государственный аппарат и систему власти. Критикуя абсолютизацию насильственного способа установления государственности нельзя не отметить, что не существует такого государства в котором не было бы насильственной системы принуждения собственных граждан.
Классовый подход был разработан в рамках марксистской философии Ф. Энгельсом. Он предполагает, что возникновение государство связано с процессом формирования классов и является его следствием. Сам процесс складывания классов может происходить двумя путями – насильственным, так как это было изложено в теории покорения, а также ненасильственным путем.
Естественное происхождение классов детерминировано ростом производительных сил и совершенствованием средств производства в первобытнообщинном обществе. По мере увеличения производительности труда и роста получаемых благ, увеличивалась и численность первобытной общины, она начинала занимать все большую территорию, вступать во взаимоотношения с другими общинами, причем не только на базе вооруженного конфликта, но также сотрудничества и обмена, что порождало перед общиной новый для нее класс проблем и задач, которые уже невозможно было решать старыми способами – через всеобщее собрание. Происходила постепенное формирование элит – совета старейшин, выделение роли вождя и шамана и т.д., которое было обеспечено экономической базой в виде избыточного продукта. Наконец властные структуры отделяли себя от основного племени и с помощью обычая или силы устанавливали право на средства производства превращаясь в эксплуататорский класс, в то время как сами общинники переходили в класс эксплуатируемых.