Понятие постмодернизма
Постмодернизм – это структурно-сходные явления в мировой общественной жизни и культуре во второй половине ХХ – начале XXI века. Данным понятием обозначают постнеклассическую философию, а также комплекс стилей в художественном искусстве.
Постмодерн – это состояние современной культуры, заключающееся в своеобразной философской позиции, выраженной неформальной антитезой модернистскому искусству, а также массовой культуре современной эпохи.
Постмодернизм в философии – это интеллектуальное явление, которое должно отражать общефилософские установки, умонастроения любого современного философа, характеризующиеся радикальным пересмотром базисных, традиционно толкуемых понятий, приводящих к абсолютной плюральности, которая делает возможной религию без Бога, а мистику без сверхреального и пр.
Важная составляющая постмодернистской философии – конструктивизм и познавательный, или эпистемологический релятивизм. Это предполагает, что философия постмодернизма содержит следующие установки:
- реальный мир иллюзорен по своей сути;
- истину нельзя познать и объяснить однозначно, так как она крайне многогранна;
- внешний мир не дается нам изначально, человек так или иначе сам его конструирует;
- конструкций реальности может быть неограниченное количество, все они будут равноценны между собой;
- человек не познает мир, а только интерпретирует его.
Категории постмодернизма
В постмодерне выделяют ряд исходных понятий:
- дискурс;
- нарратив;
- симулякр;
- ризома,
- языковая игра;
- смерть автора.
Нарратив – это один из способов существования текста. Постмодернисты считали, что любой текст должен быть рассмотрен не с точки зрения наличия в нем правильного и истинного отражения события, объекта, а с позиции того, какой смысл вложил автор, и какой смысл видит читатель, причем авторскому смыслу придается второстепенное значение, а на первом плане стоит читатель.
Симулякр – это всепонятийное средство фиксации переживающего состояния. Термин в оборот ввел Батай и подробно интерпретировал Бодрийяр. Он в своей работе «Симулякры и симуляция» утверждал, что в рамках симуляции симулякры заменяют реальные знаки реального. Иными словами, симулякр – это знак, которым произвольно конструируется реальность.
Ризома – это фундаментальная для постмодернизма деконструктивная установка на презумпцию разрушения традиционных представлений о структуре рассматриваемого текста.
Постмодернистские установки сводятся к тому, что у текста отсутствует стержень и основная идея. Автор любого текста использует множество цитат, манипулируя читателем, возможно даже не раскрывая темы текста. Читатель же, ознакомляясь с такого рода текстом не способен понять позицию автора, он скорее сконструирует собственный взгляд на рассматриваемую в тексте проблему.
Языковые игры – источник смысла в данном случае, это не текст, который изложил автор, а сам читатель. Читатель, автор и текст представляют целостное поле для языковой игры. На первый план в такой игре выходит плюрализм восприятия и произвольность конструирования разнообразных моделей содержания посредством языка. Благодаря этому можно создать массу сюжетов и субъективных восприятий, не имеющих под собой никакого реального содержания. Иными словами, языковая игра дает возможность создания вымышленной реальности, фантастических миров, а сейчас еще и виртуальной реальности.
Смерть автора – это один из метафорических терминов постмодернизма, обозначающий один из двух плюсов в субъективно-объективной оппозиции. Объект рассматривается с точки зрения единства явления и сущности. Исследователь всегда стремится к раскрытию невидимой, но объективно существующей сущности. Результаты познания сущности всегда фиксируются понятиями. Понятия выражаются знаковой системой – речью и языком. При изучении текста читатель воспринимает текст в качестве описания реальности и сущности.
Автор преимущественно выражает собственное субъективное мнение относительно того или иного вопроса. Автор способен свое отношение выражать в произвольном, и а иногда и хаотичном наборе огромного количества цитат из различных источников. В такой ситуации позиция тех авторов, которые цитируются, а также автора, манипулирующего цитатами, размывается, а значит, размывается и взгляд самого автора за многочисленными цитатами. Читатель также оказывается включенным в воображаемую и предложенную языковую игру, стремясь к выражению только своего эмоционального субъективного настроения, а не проникновения в сущность реального процесса.
Дискурс – это крайне многогранное понятие:
- в истории классической философии данное понятие использовали, чтобы охарактеризовать последовательный переход от одного дискретного шага к другому и развертывается мышление, выраженное понятиями и суждениями, противопоставленными интуитивному схватыванию целого еще до того, как будут выявлены характеристики его частей;
- во французской философии постмодернизма и постструктурализма под дискурсом понимают характеристику особого духовного настроя и идеологических ориентаций, того как они отображаются в тексте, которому характерна связность и целостность, погруженность в социально-культурные, социально-психологические и пр.
В классической философии дискурсивное мышление, развивающееся как последовательность понятий или суждений, противопоставляется интуитивному мышлению, которое сразу схватывает целое вне зависимости от любого последовательного развертывания.
Разделение истин на непосредственные, то есть интуитивные, а также опосредованные, то есть принимаемые на основании последовательных и логичных доказательств, провели уже Платон и Аристотель. Платон провел различие всеобщего, целостного, не частичного и неиндивидуального единого ума, а также дискурсивного ума, то есть рассудка, который в своем движении охватывает и соотносит ряд отдельных систем.