Государство – это политический способ организации общества, предполагающий верховенство политической власти, которая может отражать как интересы общества в целом, так и его отдельных слоев.
Происхождение государства
Термин «государство» был введен в философско-политический язык Н. Макиавелли. До этого момента для обозначения политической организации общества использовались конкретные названия – «городская община», «тирания», «земля», «княжеское владение» и т.д. Хотя термин государство появился достаточно поздно, сами вопросы государства начали волновать философов с древнейших времен. Осмысление сущности государства, его функций и структур можно найти у Платона и Аристотеля, а также многих других философов в каждой эпохе. Однако государство существовало не всегда. На первобытно-племенном уровне общество функционировало без выделенной политической организации, а функции власти выполнялись всеми взрослыми членами рода. Постепенно – по мере углубления процессов разделения труда и имущественного расслоения в первобытной общине начинали выделяться слои людей ответственных за исполнение властных функции, это могли быть вожди, шаманы или группы старейшин, которые представляли собой как бы предтечу государства. Возникновение собственно государственности могло идти один из трех путей:
- восточным,
- западным,
- синтезным.
Восточный путь прослеживается в формировании государства в речных цивилизациях – Египте, Междуречье, Индии и Китае. Его особенность состоит в том, что производительное сельское хозяйство было невозможно осуществить силами одной семьи или даже общины. Для этого требовались организованные усилия множества людей, предполагавшие осуществление титанической работы по строительству дамб, рытью оросительных каналов, создание ирригационных систем, которые требовалось осуществлять на большом пространстве. Как следствие возникающая государственная власть носила централизованный характер и сосредотачивалась в руках одного лица (фараона, царя), а также круга его приближенных и советников. Управленцы изымали в свою пользу большую часть избытка произведенной продукции, что позволяло им быстро богатеть, а с другой стороны давало ресурсы для существования масштабной государственной организации, способной решать масштабные задачи. Важной чертой государств является сохраняемый общинный характер земли, как главной ценности.
Западный путь в большей степени характерен обществам Древней Греции, Италии, Рима. Иные географические условия создают иные возможности и препятствия. С одной стороны, ведение сельского хозяйства вполне возможно силами отдельных семей, с другой пересеченная местность скорее способствует локализации поселений, чем их объединению в единое пространство. Процессы дифференциации внутри общества проявляются сильнее, животноводство рано отделяется от земледелия, а вслед за ними ремесло, и наконец, торговля как деятельность по обмену материальными ценностями между разрозненными регионами. Власть племенной знати достаточно быстро оспаривается богатыми общинниками, которые стремятся сами реализовывать политическую власть для защиты своих интересов. Земля, как и другие ценности быстро переходит из общинной собственности в частную. Устанавливается республиканская форма государства.
Синтезный путь характерен для более позднего периода, когда общество от родоплеменного строя сразу переходит к феодальному, минуя обязательную для государств античности фазу рабовладения. По такому пути формируется государство у германских и славянских племен и т.д.
Философские воззрения на государство в античности
Для античных авторов проблема государства была как нельзя актуальной, поскольку существую в демократических полисах, они имели непосредственную возможность воздействовать на течение политических процессов, предлагать обществу свои идеи лучшего устройства.
Одно из первых утопических представлений о государстве принадлежит Платону. Платон полагал, что в основе государства должно лежать четкое, фактически кастовое разделение общества, в зависимости от индивидуальных свойств самого человека (преобладающей части души). Платон выделял три класса – мудрецов, воинов и дельцов. Первые должны были сосредоточить в своих руках власть и использовать знание науки и мудрость философии для справедливого правления. Вторые выполнять силовые функции поддержания внутреннего и внешнего порядка. Третьи – создавать материальную базу, питающую все государство целиком. Что интересно Платон полагал частную собственность злом, развращающим души, а потому полагал, что мудрецы и воины должны быть лишены ее, хотя допускал возможность частной собственности для дельцов.
Помимо идеального Платон выделял еще ряд государственных устройств, которые представляют собой различные стадии его разложения и упадка:
- Тимократия, в которой власть принадлежит воинам, а главными ценностями выступают война, сила и смелость;
- Олигархия, в которой власть переходит к дельцам, а главную ценность составляет богатство. Общество же раскалывается на богачей и нищих;
- Демократия, при которой выше всего ставится абсолютная и полная свобода, включая свободу от государства и самих себя;
- Тирания, как закономерной итог демократии, смена неограниченной свободы самым жестоким рабством, от единоличного и ничтожного правителя.
Аристотель, который определял человека как политическое животное, видел в государстве единственный способ существования общества. Он выдвинул патерналистскую теорию его возникновения, согласно которой государство является естественным продуктом эволюции властных отношений, зарождающихся в семье, его структура подобна семейной. Властитель государства – это заботливый и справедливый отец, в то время как его граждане – это дети.
Представления о государстве философов средневековья и Нового времени
В средневековье государство рассматривалось с религиозных позиций как установленный свыше священный порядок, который должен неукоснительно соблюдаться, во избежание гнева божьего.
В Новое время происходит переосмысление понятий власти и государства, которое во многом инициируется трудами Н. Макиавелли, продемонстрировавшего, что реальная власть далеко не всегда возвышенна и благородна, но требует от правителя проявление таких «низменных» качеств как подлость, изворотливость, двуличие, и допускает использование террора и ущемления прав и интересов собственных граждан.
Вновь возникают концепции возникновения государства, которые основываются на понятии естественных прав человека, как данных ему по праву его природы (свободы, владения частной собственностью и т.д.) важнейшей из которых является договорная теория, развиваемая Гоббсом, Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо.
Она рассматривает государство как добровольное соглашение, заключенное всеми людьми, договор, согласно которому каждый член общества отчуждает от себя часть неограниченных индивидуальных прав и свобод, в пользу самого договора, как гаранта общественного равновесия, безопасности, стабильности, а также достижения всеобщего благополучия.