Определение и предмет
Философская антропология – это наука о природе и сущности человека; она прослеживает отношения человека с природой и обществом; занимается поиском первопричин и оснований феномена человеческого бытия.
Термин философская антропология используется в трех смыслах: как обозначение в целом любого философского учения о человеке; как название тех философских направлений, в которых проблема определения сущности человека является ключевой; как обозначение немецкой философской школы первой половины XX века, заговорившей о необходимости обособления философской науки о человеке.
Место человека в природе
Одним из ключевых вопросов антропологии является вопрос о месте человека в мире. По этому вопросу сложилось четыре точки зрения:
- Античная мысль стоит на позиции космоцентризма, согласно которой внутренний мир человека подобен космосу.
- Средневековое учение о человеке было теоцентрическим, признавало Бога творцом человека как существа расположенного между ангелами и животными.
- Эпоха Возрождения – это время господства антропоцентризма с его идее равности человека Богу.
- Позиция коэволюции характерна для современного мира; указанная точка зрения утверждает гармоничное общение человеческого и природного.
Человек – предмет антропологии
В рамках философии в различные эпохи менялось отношение к человеку. Мотивы философской антропологии появились уже в античную эпоху. Тогда Аристотель определил человека как политическое, социальное животное. Главный акцент здесь делался на социальной основе человеческого бытия. Кроме того, антропология выражала природу человека с помощью концептов «человек разумный», человек естественный, человек свободный, человек играющий.
Философская антропология как школа
Институализация и обособление философской антропологии как самостоятельной школы происходит достаточно поздно – в $20$-е гг. $XX$ века. Это связано с работами Макса Шелера и Хельмута Плеснера, в которых основным вопросом является прояснение отличий человеческого и животного.
Обращение к антропологической проблематике М. Шелера связано с осмыслением кризиса европейского общества и культуры. Причиной кризиса является незнание природы человека, кризис культуры – это кризис человека. Отказ от человека связан с большим вниманием к естественнонаучному познанию, в сравнение с познанием культуры. Знание о человеке, по мнению Шелера, должно включать в себя научную, философскую и религиозную составляющую. При этом понятие человек остается до конца не определяемым.
Одной из особенностей природы человека, по М. Шелеру, является его направленность к познанию Бога, к поискам трансцендентного. Исходя из этого, философская антропология говорит о наличии у человека системы ценностей.
Шелер определяет природу человека, выделяя в ней природную составляющую, порыв к жизни, и духовную составляющую, указанную уже направленность к Богу. Сущность человека заключена в любви. Любовь здесь являет собой акт высшего единения, дающего прозреть высшие ценности. Результаты этого выражаются в слове, являющемся своего рода символом.
В современной антропологической мысли присутствует два направления: биологическое и функциональное.
- Биологическое направление философской антропологии было разработано А. Геленом. Представители этого направления понимают человека как существо всецело биологическое. По большому счету, человек – это животное, но животное особое, способное творить культуру, общество и другое специфически человеческое.
- Функциональное направление антропологии (Э. Кассирер) считало, что если природу человека нельзя познать до конца, то нужно исследовать ее проявления в культуре и обществе посредством творческой и трудовой деятельности и рождаемые ей символы.