Постановка проблемы
Проблема идентичности в современной философской антропологии занимает не последнее место.
Разговор об идентичности и о личности человека проходит в междисциплинарной плоскости, на грани учения психологии, философии и физиологии. Идентификация представляет собой защитный психологический механизм человека. Поэтому понятие психика, психологическое и т.п. здесь являются ключевыми.
Впервые проблематику идентификации человека рассмотрел З. Фрейд, который первоначально отметил этот механизм в психически нездоровом сознании, а впоследствии перенес на анализ здорового сознания.
Фрейд обращается к процессу вхождения ребенка в общество и отмечает, что он стремится копировать поведение своих родителей, чтобы уменьшить или совсем свести на нет страх, рождаемый миром. На основании этого, идентификация – это способность и стремление человека соотносить себя с общностью. Другой помогает человеку выработать свое внутреннее ощущение себя, оформить личность, мировоззрение. Таким образом, по мнению Фрейда, я представляет собой совокупность идентификаций с другими я и с обществом в целом.
Идентичность в философии Э. Фромма
Э. Фромм в своей философии отмечает, что одной из главных потребностей человека в современном мире становится поиск объекта поклонения, образца поведения и жизненного пути. Без системы ориентиров человек не способен к существованию.
Как отмечает Фромм, одним из важных моментов идентификации человека является понятие персонификация. Процесс социализации человека в этом случае предстает не только как «омассовление», но и как выработка своей личной «линии поведения».
Идентификация в экзистенциальной философии
Для философа-экзистенциалиста К. Ясперса проблема идентичности человека напрямую связана со множественностью подходов к определению человека и рождаемыми ими различными образами человека. Мыслитель стоит на позиции, что ни одно из философских направлений не способно дать исчерпывающий ответ на вопрос «что есть человек?»
Ясперс считает идентичность сущностным признаком человеческого сознания. Изменения себя, основывающиеся на соотнесении с Другим, оцениваются человеком как нечто очень важное.
По мнению другого философа-экзистенциалиста М. Бубера бытие человек есть череда встреч с Другим и их диалогического взаимодействия. Бубер выделяет два типа отношения Я и Другого:
- Я-Ты – личностное диалогическое взаимодействие;
- Я-Он – это монологическое общение, при котором Другой не рассматривается обладающим личностными своеобразием как Я; субъект-объектное общение.
В рамках своей концепции философии Другого Бубер выделяет три вида взаимоотношения Я и Другого:
- Другой воспринимается как угроза, нечто враждебное Я человека;
- Другой как партнер по коммуникации, необходимый элемент для обретения человеком своей идентичности;
- Другой во мне – наличие в «Я» человека двойников, связанное чаще всего с психопатологией.
Проблема идентификации в психологии
В рамках американской психологии Э. Эриксон вводит понятие «кризис идентификации».
Слово кризис американский психолог использует, чтобы отметить момент изменения. Человеческая личность постоянно находится в процессе изменений, иными словами, проходит ряд кризисных ситуаций, открывающих в итоге нечто новое для нее. По большому счету, кризис идентичности – это процесс формирования личности человека и последующая его жизнь в рамках сообщества. Материалом для изучения кризисов идентичности служат поступки великих, процесс творчества человека, произведения искусства и т.п.
Э. Эриксон разделяет понятия идентификация, которое есть механизм психики человека по соотнесению себя с Другим, и идентичность, выступающую своего рода итогом указанного механизма.
Кроме того, стоит отметить, что в рамках постмодернистской философии указывается на кризис идентичности в современном мире. Причиной тому многие мыслители (Ж. Бодрияр и др.) видит в развитии массовой культуры и культуры потребителя. Другой для Я становится враждебным Иным.