Проблематика человека в философии нового и новейшего времени представляет собой совокупность самостоятельных точек зрения различных мыслителей. Мысль о человеке – это скорее ансамбль мнений и подходов к антропологической проблематике.
Остановимся на более значительных из них.
Учение о человеке Р. Декарта
В понимании человека Декарт дуалист. Он принципиально разводит понятия тело и душа. Тело он отождествляет с материей, а дух – с сознанием. Основным атрибутом тела является, как и у материи, протяжение, а у души – мышление. Различие между ними в том, что наличие последнего осознается человеком, в то время как, первое – нет.
Тело и душа обречены на взаимообщение, итог их связи – страсти. Природа отношений души и тела носит механицистский характер, в чем проявляется влияние открытий в естественнонаучной сфере.
Т. Гоббс и Дж. Локк о природе человека
Общеизвестны противоположные точки зрения на природу человека Т. Гоббса и Дж. Локка.
По мнению Т. Гоббса природа создала людей равными в их способностях. Но такое равенство всех рождает у людей недоверие друг к другу.
В первоначальном своем состоянии человек не ощущает в себе ничего, кроме вожделения. Люди находятся в постоянном состоянии борьбы и войны. Причинами войны являются жажда славы и соперничество. Люди, осознав негатив войны «всех против всех», приходят к мысли о создании государства, при котором каждый может развиваться в силу своих возможностей и способностей. Однако за пределами государства люди так и продолжают осуществлять свои данные от природы «естественные права».
С точки зрения Дж. Локка, человеческая природа положительна. Естественное состояние человека – это состояние свободы и равенства, осуществления своих природных задатков.
Локк был против врожденных идей. Так он считал, что моральные и нравственные принципы человеком развиваются посредством самодисциплины. При этом он склонен тянуться к благу и наслаждению, избегая страдания. Поэтому естественным состоянием считается такое, что этому способствует.
Страсти человека имеют в своей основе более общие идеи (благо, любовь и т.п.). Они, кроме того, основываются не только на разуме, но и на воле.
В своей общественно-политической теории Локк выделяет следующие права человека: право на жизнь, на свободу и на собственность.
Учение о человеке в эпоху Просвещения
Ключевое утверждение о человеке эпохи Просвещения: человек разумен и он общественное существо.
Разум, данный человеку, понимается в эту эпоху, во-первых, связанным с опытом, во-вторых, он дает только возможность к познанию истины. Исходя из этого, мыслители эпохи Просвещения особое внимание уделяет образованию и воспитанию. Цель человека – стать «совершеннолетним», способным познавать мир.
В эпоху Просвещения появляется категория «естественный человек», которая понимает под человеком субъекта, обладающего от рождения определенной совокупностью прав.
В философии Вольтера природа человека осмысливается как социальное существо. Человек существо свободное и смертное (душа человека смертна). Смертность души Вольтер доказывает так: одна из ключевых способностей человека – это чувство, без тела душа чувствовать не может, следовательно, она смертна. Не будучи бессмертным человек должен нравственно самосовершенствоваться в земной жизни.
Одним из идеологов антропологии Просвещения является Ж.-Ж. Руссо. Он оценивает положение человека в рамках культуры и цивилизации.
Руссо признавал в первую очередь ценность самопознания человека. Основываясь на знаниях о себе, человек может познать других. «Я есть Другой» утверждает Руссо. Во внутреннем «я» человек обнаруживает Другого.
Позицию ярко выраженного механицизма в понимании природы человека отстаивает Ламетри. Его перу принадлежат трактаты «Человек-машина», «Человек-растение» и т.д., в которых он говорит о человеке, используя популярную в то время естественнонаучную методологию.