Фигура основателя
Основателем и теоретическим разработчиком археоавангарда является современный российский мыслитель Ф.И. Гиренок (род. $1948$).
Его исследовательский интерес располагается в сфере изучения вопросов философской антропологии, с позиций творческой переработки европейского постмодернизма и постструктурализма.
Свою философскую концепцию Гиренок сам называет археоавангардом.
Общие философские позиции
По мнению Гиренка, философия близка к искусству в целом к литературе, в частности. Поэтому мыслитель при создании философского текста должен использовать не только специальный, технический язык, но и язык поэзии. При этом следует обращаться к использованию пласта повседневной и народной мудрости, которая богата языковой красочностью.
Тексты археоавангарда – краткие и броские, рассчитаны на публичное прочтение. С другой стороны, Гиренок считает идеалом философского текста такую речь, которая уходит к бессловесности. На основе бессловесности происходит соединение «архе» и авангарда.
Археоавангард призывает переосмыслить традиционный категориальный аппарат философии. Так категорию бытия Гиренок понимает как постоянное ускользание, это не присутствие. После ускользания бытия остается нечто временное, условное, в котором присутствует слово. Желающий идти по путям поиска указанного условного бытия неминуемо попадает в тупик, как его называет, Гиренок пространство пата.
Гиренок выделяет два типа языка: язык чувств, которого достаточно для жизни и язык мышления, который говорит об истине. Язык мышления, при этом, оказывается неприложимым к сфере жизни. Он, замкнувшись на себе, таким образом, создает пространство культуры, носящее характер симулякра.
Временному и условному в бытии противостоит дословное. Это выражается в том, что бытие обнаруживается в сфере быта. Этой сфере присущ язык чувств. Таким образом, археоавангард получает противоборство жизни, обыденного сознания и культуры как симулирующей реальности. Обе эти оппозиции имеют крайности. Первое приводит к бесчувствию, лекарство от которого сердечность, второе же – к безумию, от которого помогает человеку заумь. Археоавангард занимается выработкой указанных качеств.
Антропологические воззрения
Гиренок стоит на позиции того, что человек не познаваем. Такая непознаваемость человека самого себя – это плата за успехи в познании природы.
Человек является предметом осмысления многих дисциплин, философская антропология же должна в первую очередь изучать человека с междисциплинарных позиций. Философская антропология, по мнению Гиренка, слишком сильно сливается с онтологией в характеристике природы человека.
Представители археоавангарда считают, что воззрение на человека как на чистого субъекта ограниченно и несостоятельно.
Человек в современных условиях и современной культуре является проблемой. Причиной такого его положения является то, что идея чистого сознания аннулировала ценность личности, жизни, чувств и эмоций. На их месте остались, как считает Гиренок, «антропологические пустоты». Они до времени нивелировались наличием привилегий у человека: он обладал разумом, устремленностью к познанию, волей и свободой.
Человек, упоенный знанием, был на самом верху мировой иерархии, был «знатоком» природы. Это его и погубило. Излишнее знание лишило человека его привилегированного места. Природа человека перестает пониматься однозначно. Человек теряет нечто духовное в себе, то, что ему дано от Бога, что определяет и формирует его. Результатом этого стало его столкновение с временным и субъективным, что было выражено европейскими философами-экзистенциалистами.
Характеризуя русскую философию, Гиренок отмечает, что отношение к человеку в ней носит антиномичный характер: с одной стороны, он понимается как существо всецело духовное, с другой стороны, склонное ко греху, низкой материальности.