Школа экзистенциализма
Экзистенциализм является одним из самых влиятельных философских течений $XX$ века. Оно связано с поворот к исследованию и осмыслению человека как проблемы. Все ключевые философские темы начинают рассматриваться с антропологической позиции.
Оказавшими наибольшее влияние на формирование экзистенциональной философии мыслителями являются: Э. Гуссерль с его феноменологией и иррациональная философия конца $XIX$ века (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр и др.).
Представителями экзистенциональной антропологии делятся на несколько направлений:
- религиозный экзистенциализм (С. Кьеркегор, Н.А. Бердяев, Г. Марсель, К. Ясперс) – образ бытия человека, признающего наличие Бога;
- материалистический экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю) – образ бытия человека, утверждающего «смерть Бога» и пытающегося найти жизненный путь в пострелигиозную эпоху.
Ecce homo
Ключевой вопрос экзистенциализма – проблема сущности и существования человека. Суть подхода к человеку заключена в следующем: человек, рождаясь и уже находясь в нашем мире, вместе с тем находится в непрекращающемся процессе обретения своей сущности, становления себя как человека.
Человек – это событие/ явление, которое ничем не детерминировано, т.е. не обусловлено внешними влияниями. Осознание человеком своей уникальности – это один из важных моментов в его жизни. Связь с миром может строиться только в плане сравнения себя с другими. Человек свободен выбирать что и кто он есть. В этом его свобода, но в этом и его проблема. Согласно экзистенциализму человек не обладает сущность, ее он должен приобрести (Ж.-П. Сартр).
Обретение человеком своей подлинной природы происходит посредством экзистенции. Она означает внутреннюю работу человека над самим собой («внутренняя коммуникация»). А также и диалог с другим человеком. Экзистенциализм стремиться разрушить стену отчуждения между людьми, наладить между ними атмосферу взаимопонимания.
В явлении экзистенции важны два момента: это свобода и ответственность. Экзистенциалисты стоят на позиции, что человек может обрести свою подлинную сущность только оказавшись в «пограничной ситуации», т.е. в положении неминуемого выбора, от правильности или ложности решения которого будет зависеть жизнь либо смерть человека. В этом выборе человек абсолютно свободен, но при этом он не может спрашивать совета у другого человека, т.к. ответственность он должен нести исключительно сам.
Свободный выбор, прохождение через «пограничную ситуацию» - это удел личности, процесс ее образования и совершенствования. В связи с этим тема экзистенциального выбора была очень популярна среди радикальной молодежи $XX$ века.
Наиболее яркая пограничная ситуация, в которой может находиться человек – это смерть. Экзистенциальная философия определяет бытие человека как «бытие к смерти» (М. Хайдеггер и др.) Пограничной ситуацией может стать и болезнь, страдания ей вызванные, т. е. все то, что помогает человеку осознать себя как обладающего непреходящим внутренним ядром. Указанные события «пограничной ситуации» помогают человеку осмыслить свой жизненный путь, обратиться к своей экзистенции.
Человек в экзистенциализме, таким образом, предстает как своего рода проект.
Природу человека с позиций понятия абсурд в рамках экзистенциальной философии рассматривает А. Камю.
По мнению Камю, абсурдность мира – это очевидная для человека вещь. Причина самоубийства заключена в неспособности видеть эту абсурдность, в согласии с ней. Аналогичное значение имеет и философское самоубийство, которое представляет собой скачок через абсурд, посредством которого мир начинает мыслиться через категории любовь, благо, справедливость и т.п.
Жизненный путь человека – это бунт, в этом его бремя жизни.
Абсурдность мира выражается Камю с помощью образа героя древнегреческой мифологии Сизифа. Бунт Сизифа, превращающего своей постоянный труд в укор богам за их несправедливость, является одиночным явлением. Экзистенциализм Камю же призывает этот индивидуальный опыт человеческого бунта сделать общепринятым.