Человек как микрокосм в античности
Понимание человека как микрокосма восходит к эпохе античной философии.
Понятие микрокосм предполагает рассмотрение человека как составной части Вселенной, универсума. В этом смысле он являет собой отражение всех тех свойств, качеств и характеристик, что и универсум, но только в сжатом, уменьшенном виде.
Предпосылки этой концепции можно найти в древних, отличающихся синкретизмом религиях и мифологемах Индии, Сканданавии и других стран. Согласно этим воззрениям первопричиной мира, элементом, из которого от творится, является прачеловек.
В рамках философии понятие микрокосма присутствует у Анаксимена, Гераклита, Диогена и Платона. Мыслители выделяли человека из общего ряда природы, наделяя его особым родом бытия. При этом, как они считали, человек обладает особой духовной субстанцией душой, которая является частью мировой души, логоса, макрокосма во всем повторяя ее устройство и принципы функционирования. Это утверждение вело к мысли о единстве в человеке души и тела в античной материалистической философии (душа создана из тех же частиц, что и природа) или к мысли о дуалистичности структуры человеческого существа в идеалистической философии (деление на мир вещей и мир идей).
Человек как микрокосм в средние века
В средневековой философии понимание человека как микрокосма сохраняется, находя свое расширение. Макрокосм как явление материальной природы дополняется духовной составляющей. Получается так, что человек свернуто отражает в себе как всю материальную Вселенную, так и трансцендентное бытие, что выражается в причастности человека Богу посредством пребывания в традиции христианства.
В средневековом учении о человеке в части его соотнесения с микрокосмом или макрокосмом сложилось два подхода:
- Человек как микрокосм – описанное выше понимание человека как отражения чувственной и умопостигаемой всеобщности мира.
- Утверждение человека как макрокосм представляет интерес необычностью точки зрения. Согласно ей человек представляет собой макрокосм, который вмещает в себя весь материальный и духовный род бытия. Макрокосмом человек объявляется так как только он один из существ, обладающих жизнь, может устанавливать связь с Богом.
В эпоху Возрождения мыслители-натурфилософы и платоники (например, Помпонацци, Пико делла Мирандола и др.) склоны утверждать связь человека и природы как микрокосма и макрокосма.
Отношение философии Нового времени к человеку как микрокосму и макрокосму
С одной стороны, развитие механицизма в естественных науках, породившее аналогичные процессы в философии, стало причиной отказа от концепции человека как микрокосма. В это время человека становится принято рассматривать как одно из величайших творений природы, всецело живущего по ее законам.
С другой стороны, к пониманию человека как микрокосма возвращается немецкая классическая философия, берущая одним из своих исходных понятий категорию духа. Человек как микрокосмом, самостоятельная инстанция самосознания, утрачивает связь с природой, становясь абстрактным понятием, абсолютной духовностью, чистым мышлением.
Со второй половины $XIX$ века, с выходом в свет основных трудов Л. Фейербаха и К. Маркса, человек начинает восприниматься как часть социуму, который замещает роль природного макрокосмоса.
Л. Фейербах создает материалистическое учение о человеке. В отличие от немецких классиков он признает за человеком кроме разума наличие телесности, непосредственной физической данности здесь и сейчас, а также воли и чувств. В этом смысле человек являет собой универсальное существо. Универсальность человека Фейербах выводит из категории сознания.
К. Маркс начинал изучение специфики природы человека с анализа идей Фейербаха. В отличие от него Маркс видел универсальность человека в практической направленности его деятельности. В позднее время своего творчества мыслитель был склонен воспринимать человека через понятия общественно-политической активности.