Понятие философии всеединства
Всеединство – это внутреннее органическое единство бытия, рассматриваемого как универсум.
Философия всеединства сформировалась в последней четверти XIX века. Датой ее возникновения считают 1874 год, когда Владимир Сергеевич Соловьев опубликовал свою магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивизма». Соловьеву характерен исключительный дар синтеза, пророческое предчувствие наступления новой эпохи в философии. Он сумел выстроить систему, которая охватила все основные сферы человеческого познания и бытия.
В философии Соловьёва идея всеединства, в соответствии с которой все содержится во всем, стала фундаментальной, на ее основании объединяются в единую систему все разделы философского учения.
Соловьёв разрабатывал философию всеединства в качестве учения о жизни и бытии, включающем всю человеческую и космическую сферу как нерушимая и всеединая целостность.
Вклад В. С. Соловьёва не только в русскую, но и в мировую философскую мысль определен тем, что именно им была разработана целостная концепция всеединства. На основании принципа всеединства он стремился:
- преодолеть дуализм духа и материи, а также увидеть взаимопроникновение субстанций и полное их тождество в онтологии;
- воссоздать цельное знание в гносеологии;
- утвердить единую мораль в этике;
- обосновать необходимость слияние христианской церкви с образованием Вселенской церкви;
- представить единство и целостность человечества при воссоединении с Богом в истории.
Учение о всеединстве бытия
Фундаментальное основание онтологии всеединства – триада категорий: сущее, бытие и сущность.
Бытие Соловьёв понимает как способ существования сущего, его проявление в различных формах. Сущее безусловно и вечно. Бытие является приходящим и относительным. Первое – это Бог, второе – материальный мир. Между ними должна быть установлена взаимосвязь сущности и явления, и Соловьев в разработанной философии всеединства устранял непреодолимую грань, которая была положена христианским богословием между Богом и миром, а также утверждал пантеистический взгляд на мир.
Одно из центральных понятий онтологии Соловьёва – это понятие Софии, Премудрости Божией, выступающей как своеобразная идеальная матрица. Она является Душой мира, связывающей Бога с материальным миром, сообщая жизнь всему бытию.
Высшее проявление Божественной Премудрости – идеально совершенный человек, явившийся в облике Иисуса Христа. Иисус соединяет в себе божественное с человеческим, положив начало Богочеловечеству как источнику возрождения мира на путях воссоединения с Богом.
Философ разработал концепцию цельного знания, предполагающую осуществление универсального синтеза научного, философского и религиозного знания. В данной концепции подробно была проработана мысль о единстве познавательной и этической деятельности – истины и добра. Только высоконравственная личность познающего субъекта – гарант истинности добытых им знаний, так как, чтобы познавать, человек должен обладать не только логическим инструментарием, но и определенной жизненной позицией.
Проект вселенской теократии
Соловьев понимал под историческим процессом ход становления Вселенской Церкви, которая объединяла всех людей в Богочеловечество. На пути формирования Царства Божьего на Земле, люди должны действовать не одиночно, а совместно, составив единое общество, выстраиваемое на принципах справедливости.
Идеальным обществом такого рода Соловьев В.С. считал свободную теократию, при которой нравственная власть была бы отдана церкви, возглавляемой первосвященником, силой обладал царь, а правом живого совета с Богом обладали пророки. Свободная теократия в представлениях Соловьева являлась вселенской теократией, которая должна быть воссоздана посредством объединения католической и православной церквей. Их воссоединение могло произойти только под покровительством Рима. Мощная государственность во главе с царем, обладающим единоличной властью была актуализирована в России. Соловьев продвигал идею о вечном союзе Римского Пап и Русского царя, то есть союз носителей двух величайших даров – священства и царства. Но, несмотря на массу усилий, он не смог добиться никаких результатов.
Историческое призвание России и русская идея
Принцип всеединства Соловьев применял, когда разрабатывал так называемую «русскую идею». Под русской идеей Соловьёв понимал историческую миссию России, которая заключается в выяснении предназначения русского народа и смысла его исторического бытия.
В соответствии с идеями Соловьева, в судьбе русского народа главное определяется тем, что это христианский народ, поэтому национальная его идея должна заключаться в стремлении проникнуть в общую жизнь христианского народа. Соловьёв считал, что России необходимо пойти по пути христианского самопожертвования для блага других народов и самоотречения, то есть отказа от собственной самобытности и подчинения чужим идеям. Отказ от национального эгоизма в первую очередь предполагает отказ от православия и присоединение ко всем христианским церквям.
Соловьёв в дискуссии с Ф.М. Достоевским говорил, что высшая цель России заключается не в смене Европы на исторической арене, а в служении возрождению самой Европы, то есть своего рода выполнение жертвенной миссии. Он считал, что Россия не привнесла ничего нового ни в научный, ни в философский мир, а русская литература катится в пропасть. Такая низкая оценка литературы касалась крупнейших российских писателей – Достоевского, Толстого и др.
Соловьёв в своих религиозно-философских построениях наглядно продемонстрировал болезнь современного времени – изобретение отвлеченных схем, которые далеки от реальной жизни, а также возникающее желание переделать на их основании всю текущую жизнь.
Концепция любого деятеля обладает сильными и слабыми сторонами, которые тончайшим образом переплетены друг с другом. Последователи Соловьева смогли выделить позитивное ядро всех его идей и выстроить на его базисе целое философское направление.