Жизнь Г.С.Сковороды
Григорий Саввич Сковорода ($1722–1794$) – украинский странствующий философ, сын простого казака. Обучение юного философа происходило в духовной академии Киева, после чего он отправился в придворную певческую капеллу Санкт-Петербурга. Уже в $1744$ г. Григорий Саввич был уволен с должности певчего, обучение в академии свое он продолжил. Однако быстро понял, что тяги к духовному званию нет, поэтому притворился безумным, что послужило причиной исключения из бурсы. Тяга к знаниям привела к тому, что Сковорода уехал заграницу в качестве церковника генерала Вишневского. Пешком философ обошел Венгрию, Австрию, Германию, Польшу и Италию. Это поспособствовало тому, что он приобрел много знакомств с различными учеными и расширил свои знания. Так, Сковорода изучил греческий, еврейский, немецкий и латинский языки.
По возвращению в Россию, Сковорода устроился учителем поэзии в училище в городе Переяславаль и также написал свое собственное «Руководство о поэзии». Однако местный эпископ выразил недовольство новшествами, внесенными украинским учителем и вскоре Сковорола был уволен. Уже в $1759$ г. Григория Саввича назначили преподавателем правил благонравия в коллегиуме Харькова, но оттуда также был уволен через год работы вследствие мыслей, которые он озвучил в своей вступительной лекции.
Остальные годы своей жизни Сковорода провел в пеших странствованиях по Слободской Украине, изредка останавливаясь у местных жителей, посвящая все свое свободное время обучению народа нравственности. В тот же самый период философ пишет все свои философские сочинения, которые не были опубликованы при его жизни.
В годы странствий расцвело философское творчество Сковороды, – именно в этот период написаны все его диалоги.
Учение Г.С.Сковороды
Впервые Сковорода излагает свою систему после $40$ лет, которая так и осталась неизменной до конца его жизни. На путь становления философом он становится по причине религиозных переживаний, двигаясь от своего осознания Христа до понимания мира и человечества.
Григорий Савввич Сковорода - философ-моралист. Он поучал и наставлял людей как словом, так и своими философскими сочинениями. В своих работах он противостоял утилитарно направленным умам. Ответы на все интересовавшие его вопросы философ находил в Библии, это помогло ему не уйти в мистицизм, к которому он был склонен. Его отношение к Библии можно назвать как ортодоксальным, так и рационалистическим. Он видел в Библии не священную книгу, а поэтическое творение, скрывающим истину за образами.
Вдохновение Сковорода видит в древне-классической философии, именно оттуда он черпает свои идеи, позже переделывая их под собственное настроение и тенденции. Философ яро протестовал против установленного понимания христианства и православия. Он не видел необходимости в чудесах и считал, что все, что нужно для познания Бога – естественные источники.
Философия, в понимании Сковороды, это основа образования, представляющая собой и дух, и жизнь, и постоянное искание истины. Философия Сковороды находилась под сильным влиянием философии Платона, из которой он заимствовал определение души, природы души и жизни. Однако в учении о вечности мира и его бесконечности в пространстве и времени Сковорода больше находится под влиянием Филона.
-
Практическая философия Сковороды находится в тесной связи с умозрительной. Философ полагает, что для того, чтобы быть счастливым, человеку необходимы знание и мудрость, кроме того, он утверждал, что основа счастья – душевный мир и жизнь в гармонии с природой.
-
В своих философских сочинениях Сковорода выступал проповедником идеи национальности. Сковорода старался сочетать разум и веру: он считал, что разум должен стремиться к отысканию истины, которая не дана человеку Богом, а постепенно открывается им – но наряду с разумом видное место занимает и вера.