Николай Бердяев и его философия
Свобода – одна из тем, которая с древнейших времен присутствовала в философии человека. Тему свободы рассматривали с самых разных углов – от признания отсутствия свободы и возможности свободного выбора до «бегства» от свободы (Э. Фромм). Не обошел данную тему и русский религиозный философ Н. А. Бердяев.
В истории философии Бердяева выделяют несколько этапов:
- первый этап: разработка этической проблематики;
- второй этап: развитие религиозно-мистических идей;
- третий этап: занятие историософией;
- разработка персоналистических идей.
Бердяев остро воспринял те исторических события, которые происходили в России и в мире в начале XX века. При помощи своей философии он пытался осознать происходящие процессы, отыскать смысл во внешне безумных и разрушительных событиях. Во время этих поисков он выходит за грань обычной истории, переходя в метаисторию, сводя смысл человеческой истории к божественному проведению, путь человека к богу.
Бердяев не пытался придать своему философскому учению внутреннюю стройность. Он не был сторонником одной идей, его философия развивалась вместе с ним. В его произведениях можно найти немало мест, где одни идеи противоречат другим, однако его работы выделяет духовная возвышенность и острая интуиция. Бердяев стремился собрать разные кусочки бытия в единое целое, создав из них целую мировоззренческую систему.
У Бердяева сложилось свое понимание свободы. Он писал, что превыше всего он возлюбил свободу. Для него идея свободы была первичней остальных идей, даже первичнее бытия. Его называли философом свободы и ее пленником. Свобода окрашена у него в разные тона: радость и трагизм, соборность и одиночество, негативное отношение к бытию и позитивная вера в будущее. Бердяев искренне верил в спасение человека через реализацию его истинной свободы.
Понимание свободы Н. А. Бердяевым
У Бердяева свобода связывается с личностными чертами человека, его душевными качествами и ценностями. У него личность выступает не как часть общества, а общество – как ее часть. Свобода у Бердяева берет свое начало в иррациональной и трансцендентной бесконечности. Она является основой и определяющей чертой человеческого существования.
Бердяев, размышляя о сущности свободы, приходит к заключению, что свобода не создана богом, а напротив, бог появляется из свободы. Из свободы, которая есть ничто и одновременно все, бог творит мир. Но свобода не создана богом, она первична, а значит даже бог не имеет власти над ней. Отсутствие власти над свободой приводит к тому, что свобода выступает источником зла.
Природным злом выступает насилие в мире и смерть. Однако человек, наделенный свободой, брошен в грубый механистический мир, который порабощает его и ведет к погибели. Зло и добро могут принимать различные маски. Будучи свободным, человек попадает в ситуацию многовариантности решения, вынужден делать выбор. Часто он выбирает между большим или меньшим злом, но и тот и другой путь порождают боль и страдание. Человек выбирает меньшее зло, чтобы путем малой боли избежать больших страданий, но это также часто ведет к злобе, жестокости зависти. По закону диалектической взаимооборачиваемости, зло может принять форму добра. Но если люди вообще равнодушны к добру или злу, отказываются от нравственной борьбы, они вступают в полосу морального разложения, разрушая в себе личность.
С темой свободы тесно связано понятие объективации у Бердяева. С его точки зрения то, что видит человек, не является объективной реальностью. Это продукт его мышления, иллюзия сознания.
Объективация представляет собой переход от вечности ко временному, от духа – к материи, к бытию. Реально то, что уже вторично, в то время то, что первично, вызывает у нас сомнения в своем существовании. По мнению Бердяева, перед человеком стоит задача по осознанию первичности духа как творческой реальности.
Наделение человека свободой обрекает его на тяжелое бремя. Свобода – это обязанность, человек порабощен своей свободой. Свобода возлагает на человека ответственность за свои поступки. Такая свобода ведет к страданию, поэтому люди бегут от нее, добровольно отказываясь.
Идея свободы у Бердяева связана с богочеловечеством. С точки зрения религиозных философов, христианство это не только вера в бога, но и вера в человека, его способность раскрыть в себе божественное начало. Человек ждет рождения в нем божественного, а бог ждет рождения в нем человека. Такое преображение человека возможно только путем достижения свободы. Этого нельзя достичь принудительно, любовь должна быть добровольной и свободной. Таким образом, лишь путь раскрытия в себе богочеловека ведет к обретению своей свободы.
Черты свободы в философии Бердяева
Бердяев был достаточно смел, чтобы выступать с критикой общественного устройства, его несправедливости и античеловечности. Он писал, что «свобода есть не только от господ, но и от рабов». Свобода предстает как достоинство человека, его внутренняя независимость, то, что определяет личность изнутри. Свобода дает человеку способность творить и развиваться. Свобода есть созидание добра и зла.
У философа диалектический подход к сути свободы. Он писал, что свобода не может быть отождествлена с истиной и добром. Она обладает самобытной природой, это не добро. Не может быть принудительного добра, в таком виде добро перерождается в зло. Свободное добро предполагает наличие и свободного зла. В этом заключается трагедия свободы.
При этом свобода личность – это не право, а суть и обязанность. Как прорвать оковы материального и необходимого в жизни? Бердяев видит только один путь – через творческий акт. Творчество представляет способ перейти из небытия в бытие посредством акта свободы, т.е. при творчество создается то, чего раньше никогда не было.
Что справедливо по отношению к одному человеку, то справедливо и для всего общества. Если общество занимается в большей своей части механическим тяжелым или конвейерным трудом, вряд ли от него можно ожидать проявления творчества. Народ не располагает склонностью к критическому мышлению, он верит только во внешние авторитеты. Народ – это стадо, которое ведет лидер тем путем, который он избрал для него.
Свобода является основой нравственности и морали. Мораль изначально заложена в человеке, еще с момента его рождения. Человек рождается свободной нравственной личностью. По-настоящему стать личностью можно, только осознав свою нравственно-свободную разумную природу и следовать ее голосу. Это позволит человеку самому оценивать свои поступки и делать так, как велит мораль.