Почётный гражданин
Дени Дидро является французским писателем, философом-просветителем и драматургом, который основал «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» в $1751$ году. Он также отмечен тем, что считается иностранным почётным членом Петербургской академии наук ($1773$).
Он стоит в одном ряду с такими известными именами, как Вольтер, Руссо, Монтескьё, Д’Аламбер и другие энциклопедисты. О Дени Дидро можно также сказать, что он идеолог третьего сословия и создатель тех идей Просветительного века, которые являлись подготовительным манёвром к Великой французской революции.
Учение Дидро
По мнению Дидро, трогательное и возвышенное чувство можно отыскать и у бедняка. И также через данную призму, забавное и смешное не является чуждым элементом у придворной аристократии. В период, когда буржуазия разрушала сословные перегородки между собственными привилегиями и привилегированным дворянством, то Дени Дидро разрушает сословные перегородки в жанрах литературного направления. С этих пор трагедия становится, когда она несёт в себе человеческие чувства, то есть более очеловеченной. В таких произведениях все сословия могут быть представлены драматично. Формируется аспект следующего построения, когда рационалистические характеры уступают место реальному изображению живого человека.
Нравоучение и чувствительность являются основными чертами нового жанра, когда рассматриваются вопросы семьи и морали, и данные темы выступают в роли главных. В произведениях данной тематики главными героями являются добродетельные буржуа, бедняки и крестьяне, которые также и преобладающие герои. Данный новый жанр соответствует задачам Просветительного века.
Театр становится основным проводником освободительной идеи, ритмы жизни и литературы возвращаются к человеческой природе, отменяются все условности, этикет, торжественные стихи и высокие стили классического направления. Также данные вкусы вполне отвечают вкусам буржуазии, которая не имеет героических предков и воспоминаний, любит семейный очаг и живёт в атмосфере своих будничных забот.
Взгляды Дидро
Основные философские и литературные взгляды по Дидро — это верность природе, непригодность классических условностей и важное значение нравоучительного элемента в искусстве. Свои взгляды Дидро старается отстаивать в качестве теоретика искусства и критика. Он пишет не только о литературе, но и об изобразительном искусстве, например, работа «Салоны» и об искусстве актёра в работе «Парадокс об актёре». В своей работе «Салоны» он старается сблизить скульптуру и живопись с литературой, требует «нравственных картин» и рассматривает изобразительное искусство и другие искусства своеобразным средством воздействия на умы.
Его труд «Парадокс об актёре» и по сегодняшний день не утрачивает своего значения по оригинальности и богатству мыслей. Дени Дидро считается врагом актёрской теории «нутра». По его мнению, актёр обязан играть обдуманно, изучать природу человека, неуклонно подражать некому идеальному образцу, быть руководимым собственным воображением, собственной памятью. Такого вида актёр будет всегда в рамках совершенства. Всё у него будет идти размерено, всё будет приведено в стройный порядок. «Власть над нами принадлежит не тому, кто в экстазе, кто — вне себя: эта власть — привилегия того, кто владеет собой».
Стиль Дидро
Стиль Дидро отличается своей оригинальностью. Он опирается на наиболее живой, подвижный ум среди просветителей $XVIII$ век. Лёгкость и быстрота, которая улавливается не только в общих понятиях и формах вещей, но и в своеобразиях их оттенков. Быстрая реакция на всё, где быстрым является и мысль, и чувство, Дени Дидро писал с большой эмоциональной выразительностью и конкретностью.
Если сравнить язык Вольтера и Дидро, то язык Вольтера более сух и отточен, менее периодичен, чем слог Дидро, которая является не столь расплывчатой и ораторски-патетичной, как речь Жан-Жака Руссо. Дени Дидро относится к тем цельным натурам, у которых законченное мировоззрение, которые не смогут ограничить свой идейный кругозор некой частной специальностью.