Жан Франсуа Лиотар ($1924-1998$) – французский философ-постмодернист. Его работа «Состояние постмодерна» ($1979$) вводит понятие «постмодерн» в том смысле, в котором его начинают использовать $во второй половине XX века$. Сам Лиотар к прояснению этого понятия обращался неоднократно. Кроме указанной выше работы, ему принадлежат и другие: «Спор» ($1983$), «Постмодерн, понятный детям» ($1988$).
Модерн и постмодерн
Ж. Лиотар считает, что модерн и постмодерн два связанных между собой явления. Модерн как всякое явление культуры предполагает предчувствие своего конца, своего «пост-». Но, в тоже время, постмодерн это не следующий этап развития, он оставляет за собой право возвращаться к модерну.
Постмодерн – это не эпоха, но отражение духовного состояния современного общества, характеризующегося утратой какого-либо центра, опоры, будь то политической или моральной.
Постмодерн, кроме того, отличается отсутствием возможности общения с другим, большей атомизацией, чувством одиночества, чему причиной становится все более и более «уплотняющееся» информационное поле.
Против «метанарративов»
В рамках своих рассуждение о постмодерне Ж. Лиотар вводит понятие «метанарратив». Метанарратив – это крупное учение, присущее проекту модерна, дающее смысл и цель как индивидуальной жизни человека, так и истории в целом; оно близко к понятию идеал, к осуществлению которого нужно стремиться. Примерами метанарративов являются идеи прогресса, гуманизма, абсолютной свободы. Метанарративы в современном мире терпят крах, на что указывает Лиотар.
-
Идея освобождения, абсолютной свободы проходит «красной линий» через всю историю человеческой мысли, начиная с утверждения христианства о преодолении греха и обретения вечной свободы на небе и до марксизма с его призывом к рабочим освободиться от эксплуатации через революцию, обещающую свободу здесь и сейчас.
-
Символом краха гуманизма стал Освенцим. Ж. Лиотар считает его началом постсовременности и концом истории. После Освенцима говорить о гуманизме в любой форме его проявления невозможно.
-
Прогрессу повезло не больше. Первоначально оно было заменено развитием. В современных условиях оно вызывает все больше и больше вопросов и может быть заменено категорией «сложность». Лиотар считает, что постмодерн можно емко охарактеризовать следующим выражением: «неуправляемое возрастание сложности».
Влияние всего этого Ж. Лиотар видит в доминировании прагматического использования знания, превращающегося в технонаучный аппарат, в увеличении атомизации общества, в утрате индивидуальности и интимности, в прогрессировании бесчувственности, в господствующей в современном мире несправедливости.
Исходя из этого, постмодерн являет собой своего рода анамнез. Суть дела в том, что модерн, осознав утопичность своих метацелей, отказывается от их грандиозности. В этом отказе и есть, в понимании Лиотара, постмодерн.
Эстетические воззрения Ж. Лиотара
Концепция постмодерна Лиотара касается и вопросов эстетики. Мыслитель не приемлет тот постмодернизм, что близок к массовой культуре и идеям потребительства. Он обвиняет его в безудержном эклектизме и вседозволенности на уровне морали. Лиотар использует категорию «повторение»: такого рода постмодернизм есть лишь простое повторение уже бывших культурных форм и стилей.
По мысли Лиотара искусство должно отказаться от позиционирования себя как некоего врачевателя души человека. Оно по своей глубинной сути является зашифрованным выражением непредставимого, абсолюта. Поэтому Лиотар сторонник эстетики возвышенного. Для него после появления фотографии, способной точно отражать действительность, за живописью остается только функция передавать «невыразимое». В современных условиях искусство должно делать легкий намек на нечто, что возможно отдаленно постигать, но невозможно непосредственно видеть и изображать.
Книги Ж. Лиотара о постмодерне имели большой резонанс в европейском интеллектуальном пространстве. Он одним из первых заговорил о парадоксальности духовного состояния современного мира.