Ричард Рорти ($р. 1931$) – философ, который представляет неопрагматическую разновидность постмодернизма. Свой философский путь он начал с обращения к спекулятивной философии в лице А. Уайтхеда, занимался аналитической философией, философией М. Хайдеггера, М. Фуко, Г. Гадамера, а также участвовал в дискуссиях о «деконструктивизме» Ж. Деррида.
Критика культуры и науки
Р. Рорти критикует западную интеллектуальную традицию за разделение наук на естественные и гуманитарные. По мнению мыслителя, разницы между ними не существует и он берет своей целью это доказать. Ключевым положением Рорти берет утверждение, что ни одна наука не может обладать знанием в его абсолютной истинности.
Западная цивилизация взяла за основу приоритет знания и науки, породив тем самым ряд мифологем: миф о том, что только наука может породить объективное знание как таковое, и миф о философии как инстанции, определяющей критерий истинности. Кроме того, это и привилегированное положение человека как источника и проводника знания. Указаные мифологемы существовали начиная со времен Платона и получили наиболее яркое выражение в философии нового времени.
Для Р. Рорти наука – это не выделяемая особо часть культуры, она является одной из духовных практик наравне с другими.
Также и научная истина не имеет за собой преимущества, она является результатом научной работы, научного обсуждения и последующих выводов. Поэтому основа науки – это дискуссия, а получение знания – это итог согласия ученых-собеседников.
Релятивизм
В своей характеристике общества и науки Р. Рорти стоит на позициях крайнего релятивизма. Он считает все виду духовной и творческой деятельности человека (начиная от философии и изобразительного искусства и до науки и техники) связанными частями единого явления.
В похожем ключе мыслитель рассматривает и другие вопросы. Он снимает классические оппозиции, такие как абсолютное и относительное, доброе и злое и т.д. Для него нет противопоставления как такового.
«Случайность», «ирония», «солидарность»
В своем философском проекте Р. Рорти (книга «Случайность, ирония и солидарность», $1989$) часто обращается к трем категориям «случайность», «ирония», «солидарность».
-
«Случайность» - в рамках анализа общества, культуры и человека это неожиданность, непредзаданность и изменчивость. Рорти описывает с помощью понятие случайность все явления культуры. Через случайность им определяется и история. Кроме того, сам человек – это случайный продукт Вселенной, которая лишена устойчивого центра и предстает сплетением различных силовых линий-смыслов.
-
«Ирония» – это персональная характеристика человека, способность переосмысливать свое положение в мире, культуру и общественные отношения. По сути, ирония является движущей силой творческого процесса человека по исследованию себя и окружающего мира.
-
«Солидарность» - это понятие, приложимое к описанию культуры и общества в целом. Смысловым, глубинным подтекстом солидарности являются либерально-демократические ценности: соблюдение прав и свобод человека, равенство и т.д. Солидарность как социальное явление должна развиваться в обществе.
Антропология
Р. Рорти предлагает своеобразное учение о человеке. Оно покоится на утверждении, что человек не обладает какой-либо специфической сущностью, духовным я. Назначение человека при этом мыслитель видит в его творчестве, которое проявляет свободу человека, помогает ему вновь и вновь говорить, писать и изображать окружающий мир.
Р. Рорти выступает против современных идей о генетических изменениях человека, позволяющих преодолеть смерть и выйти за рамки своего физического существования.
В целом, Р. Рорти отводит философии скромное место. По его мнению, в условиях современного мира она стала неким «маргинальным» явлением, уступив место литературе. Такая характеристика мыслителем философии связана с тем, что основой его рассуждений является прагматизм.