Направления философии Нового времени
Новое время началось в XVII веке и стало периодом утверждения и постепенной победы капитализма в Западной Европе в качестве основного способа производства, а также эпохой быстрого развития науки и техники. Под воздействием механики и математики, в философии устоялся механицизм. В рамках данного типа мировоззрения природа рассматривалась в качестве огромного механизма, а человек в качестве инициативного и деятельного работника.
Философия нового времени характеризуется несколькими ярко выраженными направлениями:
- эмпиризм;
- рационализм;
- философия просвещения;
- французский материализм.
Основная тематика философии Нового времени – познание. Сформировалось два крупных направления: эмпиризм и рационализм, в которых по-разному трактовались источники и природа человеческого знания.
Эмпиризм – это одно из философских направлений, признающее только опыт и чувственное восприятие в познании, а также принижающее роль теоретической информации.
Эмпиризм был противопоставлен рационализму и мистицизму. Он сформировался в английской философии 17 века, главой которой был ф. Бекон (1561-1662), а также Гоббс, Локк и др.
Сторонниками эмпиризма (Беконом, Гоббсом, Локком) выдвигалась идея о том, что в качестве источника достоверного знания могут рассматриваться только ощущения и опыт человека. Наиболее подробно данная позиция изложена в трудах Фр. Бекона. Он являлся сторонником эмпирических методов познания, таких как наблюдений и эксперимент. Философию он относил к опытным наукам, базирующимся на наблюдении, а в качестве ее предмета выступал окружающий мир, с том числе и сам человек. Сторонники эмпиризма призывали людей опираться в любых вопросах на данные опыта и человеческой практики.
Рационализм – это одно из философских направлений, признающее исключительно разум в качестве источника познания, при этом отрицается познание, опирающееся на опыт и чувственное восприятие.
Слово «рационализм» произошло от латинского «разум». Рационализм был сформирован Р. Декартом (1596-1650), Лейбницем и Спинозой.
Сторонники рационализма считали, что основной источник достоверного знания – это знание, данную позицию поддерживали Лейбниц, Декарт, Спиноза. Основатель рационализма – Декарт, он же является автором выражения «подвергай всё сомнению». Он считал, что в любом деле нельзя полагаться на веру, только на достоверные выводы, и ничего нельзя принимать за окончательную истину.
Вместе с положительной оценкой познавательных возможностей, в XVII веке возродился также философский агностицизм, который отрицал всякую возможность познания человеком окружающего мира. Он нашел отражение в работах Юма и Беркли, которые считали, что человек познает только мир явлений, но не может постичь глубину вещей, дойти до знания законов окружающей природы.
Пантетическая направленность свойственна взглядам Спинозы, который утверждал, что природа – это причина самой себя и всех протекающих в ней процессов. Бог не стоит выше природы, а выступает ее внутренней причиной. Знание может быть достигнуто разумом и выступает как основное условие свободной человеческой деятельности. Основа мироздания – монады, в качестве единиц бытия, делающих мир разнообразным и гармоничным.
В XVII веке широкое распространение получило «юридическое» мировоззрение. В рамках него была развита теория «общественного договора», разработанная Локком и Гоббсом. Ей объяснялось происхождение государства добровольным согласием людей для своей безопасности. Такое мировоззрение исповедовало идею о естественных правах человека на свободу и собственность. Юридическим мировоззрение выражалось настроение молодой буржуазии, как класса, который сформировался в Новое время.
Философия просвещения XVIII века сформировалась в эпоху Просвещения. Данный период – один из значимых этапов в европейской истории, он был связан с развитием философской, научной и общественной мысли. Основой его выступали рационализм и свободомыслие.
Эпоха Просвещения была начата в Англии под воздействием научной революции XVII века, распространившись позднее на Германию, Францию и Россию. Ее представителями были Монтескье, Дидро, Вольтер и Руссо.
В развитии социальных учений Нового времени в XVIII веке особую роль сыграло французское Просвещение в лице Вольтера, Руссо, Монтескье, которые идейно помогли подготовить французскую революцию 1789-1794 годов. Они воспринимали церковь в качестве символа невежества и мракобесия, тормоза в общественном развитии, поэтому выдвинутый Вольтером девиз «Раздавите гадину!» стал лозунгом эпохи, предопределяя требования отделить церковь от государства. Просветители были уверены, что общественный прогресс может наступить только при помощи разума, права, науки и образования. Человек – существо природно-социальное и способен бесконечно развивать и совершенствовать свою деятельность. Однако частная собственность делает людей крайне неравными, порождает зависть и вражду между людьми, а значит, новое общество должно быть создано на основании социального равенства и справедливости. Просветители заняли позицию исторического оптимизма, а их идеал – республика, в качестве формы народовластия.
Французский материализм XVIII века – это философское направление, которое возродило эпикуризм и интерес к философии античности.
Сформировалось данное направление во Франции XVII-XVIII века, Ламетром, Гольбахом и Гельвецием.
Существенный вклад в учение о природе и сущности человека, а также путях его воспитания, был внесен французскими Материалистами XVIII века: Дидро, Гольбах, Гельвеций. Они считали, что человек – это продукт окружающей его действительности. А значит, чтобы изменить нравы людей необходимо менять обстоятельства их жизни. Эта идея Просветителей – это источник возникновения марксистской философии.
Главные идеи философии Нового времени
Основные идеи предполагали принципы независимо размышляющего субъекта и методических сомнений. Кроме того, философия Нового времени содержит новый метод интеллектуальной интуиции и индуктивно-эмпирический метод познания мира.
Кроме того, был сформирован ряд методов юриспруденции и способы по защите свободы людей. Основная цель – намеренное воплощение идей свободы от религии, выстраивание видения мира на основании научного знания.