Характеристика периода
Новое время охватывает период с шестнадцатого по восемнадцатый век. Это время складывания западной капиталистической цивилизации, пробуждения Европы после периода средневековья и высвобождения, реализации накопленного потенциала в самых разнообразных сферах жизни – в виде бурного развития науки, свершения великих географических открытий, реформации церкви, первых буржуазных революций и т.д.
Представления о мире и мировоззрения человека в Новое время стремительно меняется. Благодаря научному прогрессу и его широкому внедрению в практическую деятельность, через изобретения, мануфактуры, новые виды вооружения и т.д. человек перестает ощущать себя пылинкой на фоне бытия природы, напротив, он получает силу, позволяющую подчинять и управлять природой. Подобный переворот в мировоззрении безусловно требовал новой философии, способной взглянуть на мир иначе, переосмыслить уже известные истины, современно разрешить вечные вопросы и указать направление дальнейшего развития человеческого общества. Именно такой и была философия Нового времени.
Центральной проблемой на данном этапе была проблема познания. Так как естественнонаучное знание выступало острием прогресса и вершиной человеческой мысли, то для философии наиболее значимыми становились вопросы выбора верного метода познания, а также определения его истинности, так как фактическое соответствие знания реальности имело куда большее значение, чем его способность проникнуть в мифорелигиозную сущность предмета.
Разрешение проблемы познания в свою очередь требовало обновления онтологической картины мира. Новое время – это эпоха расцвета деистических концепций, так как с одной стороны научные успехи способствовали утверждению материалистического взгляда на природу и объяснения, происходящих в ней процессов, а с другой философия все еще тяготела к наследству схоластического периода, усматривая в качестве первоосновы всего божественную субстанцию, некий разумный замысел, который, впрочем, сотворив мир и установив его законы, более не вмешивался в его дальнейшее развитие. Отличительной чертой данного периода является попытка совместить научное и религиозное куда в большей степени, чем противопоставить их друг другу.
Другой отличительной чертой философии Нового времени был ее оптимизм, особенно ярко проявлявший себя в социальной и политической философии. Мыслители того времени были уверены, что научный прогресс и личностное совершенствование каждого человека, через воспитание и обучение, позволит разрешить все социальные проблемы, прийти к идеальному, справедливому обществу, построенному на естественных началах, под которыми подразумевались права человека на жизнь, свободу, собственность, выбор и т.д.
К числу основных идей Нового времени можно отнести:
- понятие автономно мыслящего субъекта,
- теорию рационально-дедуктивного метода познания,
- методическое сомнение,
- теорию эмпирико-индуктивного метода познания,
- систему гипотетико-дедуктивного построения научной теории,
- разработка и обоснование защиты прав гражданина, преобразование юридического мировоззрения.
Проблема метода познания
Проблема метода познания была одной из центральных проблем в философии Нового времени. Традиционно разрешение данной проблемы было представлено в виде двух основных направлений:
- рационализма,
- эмпиризма.
Рационалистическая позиция наиболее развернуто была обоснована в работах Р. Декарта. Декарт понимал бытие дуалистический, при этом материя хотя и являлась субстанцией, но все же в качестве своей первопричины имела бога. В связи с данным обстоятельством материя, т.е. окружающая реальность в виде которой она представлена не может быть надежным источником знаний, так как переменчива и непостоянна. Мало того, что сами материальные объекты могут менять свои свойства с течением времени, разные люди могут воспринимать свойства одного и того же объекта различно, что ставит проблему истины особенно остро.
Выход из данной ситуации Декарт находит в методическом сомнении. Сомнению можно подвергнуть все что угодно, кроме самого факта сомнения, который в свою очередь невозможен без действия рассудка. Таким образом Декарт приходит к представлению о том, что именно разум, как главная функция человеческой души, идеальной субстанции, является источником истинного знания. Методом же за счет которого разум достигает истины становится дедукция – последовательный переход от более широких к более узким фактам.
Эмпиризм разрабатывался в рамках английской философской школы в работах Ф. Бекона, Дж. Локка, Т. Гоббса и других. В отличии от Декарта они не признавали божественного начала в человеческом разуме, считая, что человек рождается чистым, словно доска, на которой жизнь пишет свою историю с помощью опыта. Эмпиристы предполагают, что суждения человека, его знания о мире и даже нравственные качества определяются той средой, в которой он воспитывается и обитает. Именно опыт, который представляет собой сумму сенсорных впечатлений, соотнесенных с жизненными знаниями личности, является основой любого познания.
Закономерно, что сторонники как рационалистического, так и эмпирического подхода не отрицали значения ощущений или разума в познании, однако по-разному разрешали вопросы метода и проверки истинности знаний.
Социально-политические проблемы философии
Изменения в общественной жизни, снижение авторитета церкви и утрата ею позиции беспрекословного доминиона, буржуазные преобразования в Англии и Голландии, также не могли не отразиться в трудах философов Нового времени. Если прежде единственным источником и обоснованием власти выступала божья воля, как проявление сущности высшего порядка, то теперь философы обратились к осмыслению человеческой природы, как детерминанте необходимости возникновения общества, государства и в конечном итоге права.
В трудах таких философов как Т. Гоббс, Б. Спиноза, развивались представления о естественном праве человека, а также общественном договоре, как источнике власти. И хотя различные мыслители по-разному оценивали роль власти в обществе и его идеальное устройство, они сходились на его социальном происхождении.