Биографические сведения
Рене Декарт (1596-1650 гг.) – выдающийся французский ученый и философ 17-го века, происходил из обедневшей дворянской семьи. Декарт уже с юных лет проявлял значительный интерес к изучению окружающего мира и получил прекрасное образование. В 1618-м году в Голландии, Р. Декарт познакомился с выдающимся физиком и философом Исааком Бекманом, что отложило значительный отпечаток на все его творчество. Научная и философская деятельность Декарта достаточно быстро оказывается запрещенной со стороны католической церкви, из-за чего Декарт вынужден большую часть своей жизни провести в Голландии, вдали от своей родины.
Большое влияние на Декарта оказал факт пыток Галилео Галилея, из-за чего философ даже задумывался об уничтожении собственных трудов, как так был полностью солидарен с выводами итальянского философа и опасался преследований инквизиции. Однако не смотря на собственные сомнения Декарт выпускает целый ряд произведений:
- «Трактат о свете»,
- «Трактат о человеке»,
- «Размышления о методе»,
- «Размышления о первой философии»,
- «Первоначала философии».
Благодаря одобрению кардинала Ришелье книги Декарта видят свет во Франции, однако вскоре вновь оказываются запрещенными, как на родине философа, так и в Голландии. Под конец жизни Декарт переезжает в Стокгольм, где вскоре умирает от пневмонии, хотя ряд исследователей выдвигают гипотезу отравления философа мышьяком, агента римской католической церкви.
Декарт и его философские воззрения сыграли огромную роль в становлении философии Нового времени, им было введено множество новых понятий в гносеологию и методологию науки, которые используются и по настоящее время. Кроме того, Декарт является талантливым ученым совершившим множество открытий в самых разных научных областях, от математики до физиологии.
Онтология Декарта
Онтологические взгляды Декарта традиционно рассматриваются как дуалистические. В свои научных работах Декарт выступает как последовательный материалист. Окружающий мир является для него полностью материальным и подчиненным законам механики и математики. Любой процесс, происходящий в мире не случаен, а имеет определенные, вполне конкретные причины. Даже живые существа рассматривались Декартом в виде сложных механизмов, не исключая и человека.
На основании своего механистического представления, Декартом впервые была описана рефлекторная дуга. Философ предполагал, что внешние раздражители воздействуют на органы чувств человека, и это воздействие сходное с давлением приводит к тому, что животные духи – мельчайшие и крайне подвижные материальные частицы, перемещаясь по полым трубкам-нервам, продвигаются в мозг, порождая таким образом субъективные переживания опыта. Аналогичным образом из мозга животные духи направляются к мышцам и органам, передавая необходимые команды.
Однако человек, в отличии от животных, не ограничивается свои материальным телом, но имеет еще и дух – разум, который позволяет ему мыслить. Таким образом в мире существуют две равноправные и независимые друг от друга субстанции – материя и дух. Однако задаваясь вопросом о достоверности тех сведений, которые мы можем получить воспринимая материальный мир, Декарт приходит к выводу, что они сомнительны. В тоже время в каждом человеке заложено представление о боге, как некоем высшем существе, которое с одной стороны создало этот мир, а с другой является совершенством во всех отношениях. Философ рассматривает это представление как врожденное, а значит не подлежащее сомнению, так как совершенству незачем обманывать человека. Как итог Декарт рассматривает и материю, и дух как производные от бога субстанции, и лишь сам бог является совершенным и не нуждается в какой-либо первопричине.
Гносеология Декарта
Учение о познании Декарта естественным образом вытекает из его представлений об устройстве бытия. Поскольку бог совершенная сущность и первопричина всего, даже таких сущностей как материя и дух, то совершенным, т.е. абсолютно истинным является лишь то знание, которое получено непосредственно от бога, т.е. врожденные идеи.
Всего Декарт выделяет три вида знания:
- врожденные идеи,
- изобретенные идеи,
- чувственные идеи.
К числу врожденных идей Декарт относил в первую очередь идею бога, числа, значительную часть законом математики, логики, природы, а также нравственные истины. Истинность врожденных идей была для Декарта самоочевидной. Изобретенные идеи представляли собой знание, полученное на основании рационального переосмысления чувственного опыта. При этом сам опыт выступал скорее в виде некоторого раздражителя, который заставлял человека осознавать врожденные знания. Изобретенные идеи могли быть как истинными, так и ложными. И наконец, чувственные идеи представляли собой знание, полученное исключительно опытным или сенсуалистским путем. Такое знание, основанное лишь на ощущениях могло быть только ложным.
Вопрос истинности получаемого знания, один из центральных в философии Нового времени, разрешался Декартом с помощью введения нового метода познания. Методическое сомнение стало главным критерием оценки знаний. С точки зрения философа истинным может считать лишь то знание, которое является простым, т.е. неразложимым на какие-либо части, и самоочевидным, как идея бога. Подтверждение истинности знания могло происходить благодаря дедуктивной логике размышления. Знание сначала расчленялось на максимально простые идеи, истинность которых была очевидна, после чего начинался обратный процесс восхождения от простых идей к сложным. При этом чрезвычайно важно было не упускать из виду не единого звена всей цепи рассуждений.
Рассматривая познание как действие Декарт впервые выделил такие категории как субъект и объект познания. Под объектом Декарт подразумевал ту часть реальности, на которую направлена познавательная активность субъекта. Субъектом же выступает сам источник активности, центр познания, в лице которого является человек. При этом Декарт подчеркивал, что субъект может выступать объектом для другого субъекта и даже для самого себя.