Научное знание
Наука является основной формой познания природы, общества и человека.
Научное знание - это то, что является итогом научной деятельности и тем, чем оперирует наука. Оно характеризуется объективностью, обоснованностью и логической непротиворечивостью.
Исходя из своего предмета, научное знание может делиться на естественное, социально-гуманитарное и др.
В структуру научного знания входят следующие уровни: эмпирический, теоретический и метатеоретический или уровень философских обобщений.
Эмпирический уровень научного знания
Эмпирический уровень связан с непосредственным контактом с изучаемым предметом. Этот уровень включает в себя следующие элементы:
- Эмпирическое высказывание – описание наблюдаемого единичного события.
- Факт – это событие, у которого ученый выделяет основные свойства, устанавливает параллели.
- Эмпирические законы – это обобщения высказываний и фактов с целью выведения закономерности, которая может быть приложима к аналогичным явлениям или процессам в будущем.
- Феноменологические теории – наиболее высокая ступень обобщения в рамках эмпирического уровня, являющая собой совокупность эмпирических теорий.
Указанные четыре уровня различаются между собой количеством используемой информации, дальше изучения данных полученных из опыта они не идут.
Основными методами эмпирического уровня научного знания являются наблюдение, эксперимент, сравнение.
Теоретический уровень научного знания
Между данными эмпирических наблюдений и теоретическими построениями существует диалектическая взаимосвязь. Эмпирические факты являются катализаторами научного исследования. Поэтому теоретический уровень не предполагает непосредственного, чувственного контакта с изучаемым предметом.
Основной элемент теоретического уровня – это «идеальный объект». Такой объект лежит в основе всякой теории.
В рамках теоретического уровня научного знания следует выделить следующие элементы:
-
Законы – это научные положения, отражающие существенные и повторяющиеся закономерности явлений и процессов. Они могут иметь как всеобщий характер, распространяться на понимание мира в целом (универсальные законы), так и частный, объясняющий случайности, выходящие за рамки массовых явлений. Наравне с указанными выше эмпирическими законами существуют и теоретические, которые связаны с выявление причинно-следственных связей между явлениями мира.
-
Научные теории – это целостные системы научного знания, стержнем которых являются смысловые и методологические взаимоотношения. Теория являет собой высшее проявление организации научного знания. Цель теории – более полное объяснение мира, происходящих в нем процессов, и выявление установленных связей между его элементами.
В рамках теоретического уровня применяется ряд научных методов: метод идеализации и формализации, системный, гипотетико-дедуктивный, аксиоматический методы.
Таковы основные элементы теоретического уровня – одного из ключевых в науке.
Метатеоретический уровень научного знания
Метатеоретический уровень занять в целом общенаучным обобщением. Он связан с конкретной научной парадигмой и поэтому не имеет всецело универсального характера.
Содержание метатеоретического уровня науки двояко: с одной стороны, он включает в себя научную картину мира и господствующую методологию научного исследования, с другой стороны, его содержанием являются фундаментальные основания науки.
К спектру оснований науки исследователи относят:
- научные идеалы, смысловые, методологические и ценностные установки, которым придерживается большинство ученых;
- господствующую картину мира, представление о структуре и специфике бытия как такового;
- философские основания и максимы, представляющие собой обобщенное осмысление в целом научности и дающие методологию исследования.
Итак, научное знание, имея в своей структуре рассмотренные три уровня, является себя единством, служащим пониманию мира.