Философия – это особая форма общественного сознания, стремящаяся к познанию основ человеческого бытия и фундаментальных принципов мироздания и на этой основе вырабатывающая систему знаний и отношений человека к миру, к обществу, к природе.
Философия как особый тип мировоззрения
Человек с давних пор стремился проникнуть в сущность нашего мира, реализации этого желания способствовало отделение умственного труда от физического, а также накопление знаний об окружающем мире. Так зародился совершенно новый вид мировоззрения, который называется философским. В отличие от религиозного и мифологического мировоззрения философское мировоззрение основывается на абстрактно-понятийном аппарате, а не на чувствах и образах. Через занятие философией человек выделил сложную структуру общества, разделили мир на природный и социальный.
Накопление научных знаний способствует расцвету философии. Но научное знание тоже не всесильно, если человек пытается понять смысл своей жизни, свое предназначение, он будет обращаться не к научным трудам, а к философии. Философия дает возможность осознать себя в человеческом обществе, в историческом процессе, открывает духовные глубины в бесконечном потоке бытия.
В философском мировоззрении можно выделить несколько характерных черт:
- основано на знании, а не на вере и чувствах;
- рефлексивность;
- опора на понятии и категории;
- логичность;
- теоретический характер;
- неисчерпаемо по своей сути;
- внутренняя стройность и единство.
Философия на протяжении своего развития прошла несколько стадий:
- космоцентризм – философское направление, присущее античному миру, в котором человек воспринимается как часть мира, мир как часть космоса.
- теоцентризм – философская концепция, которая в основу мира помещает понимание бога как абсолютного бытия, источника всего сущего на земле.
- антропоцентризм – философское представление, которое ставит в центре всей вселенной человека, человек является центром и высшей целью мироздания.
Философское мировоззрение отличает неисчерпаемый характер, т.е. человеческий разум всегда найдет себе предмет для рефлексии. На основе философии разрабатываются различные методы научного познания, в философии вырабатываются понятия, переходящие затем в другие науки. Философия является отражением своего времени, она содержит те идеалы, надежды и моральные установки, которые присущи людям той или иной эпохи.
Специфика философского знания
Философия предложила людям другой способ самоопределения – не через традиции и веру, а через силу своего собственного ума. Однако в учениях Древнего Востока философия выступала системой, которая играла не только мировоззренческую роль, но и форму религии, а также регулятора общественного поведения. Как указывает В.С. Степин, на Востоке философия тяготела к идеологическим конструкциям, обслуживающим традицию. В связи с этим до 18 века было принято считать, что философия развивалась только в рамках Европы.
Первым, кто употребил слово «философия», был Пифагор. Он считал, что любовь к мудрости есть проявление божественных сил, человек должен стремиться к обретению мудрости. Именно с его времени тех, кто отличался любознательностью и стремился совершенствовать свои знания, и прозвали философами. При этом под мудростью понималось не просто обладание знаниями, полученными при помощи жизненного опыта, но и использование своего ума, своего опыта и знаний для вскрытия причин бытия мира и самого человека.
Философскому знанию присущ постоянный поиск, ему чужды один раз и навсегда обозначенные границы, завершенные истины, утвержденные шаблоны. Философия начинается с сомнения, живет вопросами. Особенностью философии является то, что она ставит вечные вопросы, которые всегда будут актуальны: вопросы человеческого бытия, жизни и смерти, разделенность мира на дух и материю, имеет ли вселенная единство и цель и т.д.
Философию превращает в науку следование идеалам строгости, систематичности, доказательности. Однако философия отличается от науки. Если философия рассматривает мир за пределами человеческого опыта, то наука ориентирована на поиск объективного знания на основе эксперимента. Наука исключает из сферы своего предмета то, что имеет сверхчувственную природу. Философия, однако, не стремится к эмпирической доказанности, она ищет нечто устойчивое, неизменное в чувственно воспринимаемом мире, тем самым реализуя экзистенциальную тягу человека к вечности.
Структура философского знания
В начале своего существования философия не имела своей четкой структуры. Аристотель, обратившись к данной проблеме, называл поиск сущего «первой философией», после она стала называться метафизикой. Также Аристотель выделял логику, политику, этику, физику.
Уже Эпикур выделял несколько разделов философии:
- учение о познании (каноника);
- учение о природе (физика);
- этика.
Предложенная еще в период античности структура философского знания сохраняет свою актуальность и в наши дни. Отдельно выделяется онтология как учение о бытии. Онтология стремится познать принципы бытия, выявить его категории, сущности. Другой раздел философии – гносеология, которая исследует предпосылки, возможности и природу познания, а также занимается вопросами истины. Учение о человеке и его бытии в мире представлено как философская антропология, развитием человеческого общества занимается социальная философия. Также принято выделять учение о ценностях (аксиологию), философию истории (развитие исторического процесса, человек в истории), философию науки (развитие науки как системы знаний и сфера человеческой деятельности).
Моралью и нравственностью в философии занимается этика, изучением прекрасного и сферой эстетического занимается эстетика. Предметом философии религии является сам феномен религии, его развитие, а также та роль, которую вера играет в жизни людей.
До сих пор общепризнанного деления философского знания не существует. Как правило, в учебных изданиях выделяется онтология, аксилогия, гносеолгия, логика, иногда добавляются новые дисциплины, например, социальная философия или философская антропология.