Нравственность – это социально-философская категория обозначающая свод незакрепленных правил, традиций, норм и ценностей человеческого общежития, регламентирующих поведение личности в социуме, задающих его образец и идеал.
Подходы к возникновению и развитию нравственности, а также этапы ее становления
Этические проблемы являются одними из традиционных вопросов философии, которые рассматриваются еще с античных времен. В настоящее время можно выделить три основных подхода к морали:
- религиозный,
- натуралистически-эволюционный,
- социально-исторический.
Религиозный подход отрицает идею развития и смены нравственных представлений, рассматривая их с метафизических позиций. Согласно религиозному подходу этические принципы имеют всеобщий и незыблемый характер, поскольку являются объектам не человеческого, а божественного происхождения. Нравственность жестко связывается с религиозностью, принадлежностью к той или иной конфессии.
Натуралистически-эволюционный подход, отталкивается от идеи возникновения и развития нравственности в ходе эволюции человеческого вида. Источником нравственности рассматривается природа человека, инстинкт общения присущий животным, который достигает в человеке новой степени своей реализации, переходя с биологического на социальный уровень и развиваясь за счет увеличения роли альтруистических форм поведения, таких как дружба, любовь, доверие и т.д.
Социально-исторический подход понимает нравственность как общественный феномен. Нравственность возникает в обществе и вместе с обществом, отражая и закрепляя его характерные черты, выступая внутренним регулятором. Соответственно по мере развития общества, его структуры, видоизменяется и сама мораль.
Осевой линией развития морали является ее тенденция перехода от массовых, групповых форм в примитивных обществах, к индивидуализированной морали современности, которая в соответствии с диалектическими принципами развития, образует новые групповые формы. В рамках социально-исторического подхода выделяются следующие этапы эволюции нравственных представлений:
- первобытнообщинный,
- рабовладельческий,
- традиционный,
- индустриальный,
- постиндустриальный.
Эволюция нравственности от родоплеменных до феодальных отношений
Первые формы моральных норм возникают в первобытных обществах и носят достаточно грубый, неосознаваемый и групповой характер. Наиболее древней формой нравственной нормы считается табу. Особенность табу состоит в том, что это исключительно негативная норма, предполагающая только запрет и наказание, и не создающая никакого идеала желаем ого поведения. Леви-Брюлль полагает, что это связано с необходимостью подавить животные формы поведения в первобытном сообществе.
Другие формы социальной регуляции, а именно, – традиции, магические и мантические практики, носят исключительно групповой характер. Категории «добро-зло» определяются не на уровне индивида, а всего рода. При этом все что находится внутри рода – это доброе, правильное, красивое и т.д., в то время как окружающий мир враждебен, полон опасности и непредсказуем. Человек изгоняемый из общины теряет возможность исполнения нравственных норм, ритуалов, и одновременно теряет свое человеческое лицо, для ее членов, становится потусторонней сущностью.
По мере развития и дифференциации общества, мораль также эволюционирует. В результате расслоения, захватнических действий, в обществе формируются две значительные категории населения – свободные и рабы. В соответствии с этим трансформируются и моральные нормы. Единой родоплеменной морали больше нет, складываются обособленные системы мораль рабов и мораль господ, каждая из которых обладает специфическим набором предписаний, норм и идеалов.
Моральные ценности свободных людей античности ориентированы на воспитание гармонической и целостно развитой личности, сильной, смелой, интеллектуально развитой, с высоким чувством прекрасного, и богатой аффективной сферой. О морали рабов мало известно, поскольку она не представляла существенного интереса для тогдашних авторов, а сами рабы воспринимались как существа низкие и безнравственные. Тем не менее, исследователи предполагают, что с одной стороны нравственность рабов искусственно, за счет усилий их владельцев, поддерживалась в рамках родоплеменных норм, с акцентом на главенствующую, старшую роль хозяев, а с другой внутренние процессы ее развития могли привести к становлению высокой ценности личностной свободы, равенства всех людей, справедливости. Мораль рабов в значительной степени повлияла на формирование норм и ценностей христианской морали, которая длительное время была распространена исключительно среди рабского класса.
Рабовладельческое общество экономически изживает себя и трансформируется в феодальное, обладающее более дифференцированной структурой, которая помимо господ (феодалов), зависимых (крестьян), включает такие сословия как духовенство, купечество и городское население, каждое из которых обладает своей моральной системой. Мораль дифференцируется еще сильнее, при этом одновременно в ней возникают и интегративные процессы. Религиозные моральные нормы играют сплачивающую роль в обществе, провозглашая формальное равенство всех его членов перед божеством, однако фактически закрепляют складывающееся отношения социального неравенства. Нравственные эталоны и образцы различных сословий достаточно автономны друг от друга, предписывают различные ценности и модели поведения, при этом все еще оставаясь в значительной степени групповыми. При этом смешение моральных норм, попытки вести себя не по чину встречают ожесточенное сопротивление.
Так, например, даже после февральской революции в Российской Империи, люди низших сословий воспринимали обращение «господин» к себе со стороны прогрессивной интеллигенции не иначе как издевательство и глумление.
Мораль индустриального и постиндустриального обществ
Становление буржуазных отношений в государствах Европы привели к формированию новой, буржуазной морали индустриального общества. Освобожденная от сословных ограничений, выстраиваемая на идеалах равенства, барства, свободы, она носит исключительно индивидуалистический характер. В центре нравственной проблемы находится личность, ее индивидуальный выбор и жизненный путь, средства и способы достижения целей. Групповая мораль, порука, феодального общества уходят в прошлое, в межличностных отношениях возникает установка на конкуренцию, соперничество, борьбу равных за место под солнцем.
По мере укрупнения капитала, перехода от конкуренции многочисленных мелких собственников, к крупным компаниям, монополиям, меняются и нравственные идеалы. Наряду с индивидуализмом они вновь начинают включать в себя коллективистские черты, выраженные в корпоративной культуре – спайке с коллегами, увлеченности идеями и миссией компании, которые, однако не исключают конкурентной борьбы на местах, стремления подчеркнуть свою индивидуальность.
В постиндустриальном обществе складывается новая система морали, отвечающая потребностям интернационального капитала – мораль потребителя, ориентированного на социальную успешность, статус, поддерживаемый бесконтрольным потреблением «статусных» продуктов, навязываемых личности рекламой. Идеалы яркой индивидуальности начинают штамповаться на конвейере маркетинговых и политических компаний, формируя различные субкультуры, каждая из которых порождается протестом против существующей системы, а в конечном итоге вливается и становится ее частью.