Структурализм
Противоположная тенденция в эстетике, которая стремится отгородиться в своем исследовательском методе от социально-мировоззренческой основы, носит название структурализм. В качестве научного направления, которое объединяет большое количество специальных школ и течений. Данные течения и школы зародились в начале $XX$ века.
Структурализм выступает связующим звеном, где несовершенная форма предшествующих эстетических теорий переплетается с недостатком их внутренней рациональности и ясности. Исходя из этого, получается, что стремления структурализма направлены на разработку такого метода исследования в культуре и искусстве. К тому же, данный метод должен быть независимым от тех или иных мироощущений и мировоззрений и, так называемых, беллетризованных оценок.
Главные исследования структуралистов
Главными полями исследования структуралистов является текст в широком смысле понимания слова. В качестве текста рассматривается художественное произведение. Также текстом по системе структуралистов можно назвать продукт культуры, результат деятельности человека.
К основным понятиям структурализма относят структуру, знак, значение, элемент, функцию, язык. Отмечая методологически точку зрения структурализма, обсуждению не могут подлежать вопросы о природе искусства или сущности человека. Потому что такие суждения в первую очередь беллетризованы и расплывчаты. И вопросы, которые касаются функций искусства или человека в контексте культуры, тоже могут рассматриваться через призму обсуждения.
Структурализм занимается рассмотрением художественной формы, которая имеет ещё одно определение - целостное произведение искусства. Данная форма представляет собой упорядоченность особого типа, которая свойственна только определённому явлению. И в данной конъюнктуре проводится соответствие с его внутренней и внешней мерой.
Так, например, обратившись к изучению живописи, структурализм определяет анализируемые кубические и геометрические композиции, групповые построения. В данном случае рассматриваются соотношения изображенных фигур между собой и фоном картины и т. д. Соответственно будет истолковываться взаимосвязь всего художественно-выразительного элемента в качестве особо организованной системы. Таким образом, появляются стилевые принципы живописного начала, которое происходит из архитектурного мышления. И тогда всё это истолковывается как власть надындивидуального духа в действиях человека, когда человек касается культуры, как в целом её формате, так и частичном.
Теоретические подходы структурализма
Существует понятие «теоретический подход» в системе структурализма. Теоретический подход структурализма критикует способы эстетического обоснования, которые построены на следующих понятиях, "гений", "выразительность", "искренность", "эмоциональность", "экспрессия" и т.п. Подобные традиционные эстетические понятия являются слишком неустойчивыми, размытыми. К тому же, они могут породить и расплодить схоластику, а также очень расплывчато придают обсуждению реальных проблем. А проблемы могут быть и такими: например, в силу определённых причин возникает тот или иной художественно-конструктивный принцип. Возникает причина межэпохального существования канонических жанров, в которых может происходить повторение приёмов по организации текста.
Образы
В разных культурах используются одинаковыми образами, типами повествований, сказаний. По-другому можно сказать, что культуры пользуются знаками, в таком случае можно говорить о понятии знаковая культура. Одни и те же знаки, способы их упорядочивания и организации говорит о том, что знаковая культура всё так же находится в развитии. Следовательно, обобщая похожие типы, можно выявлять бессознательно-объективированный характер структуры любого произведения искусства. И всё это просматривается в определённом культурно-историческом периоде.