Биография Эпиктета
Эпиктет – философ-стоик из Древней Греции, был рабом в Риме, потом вольноотпущенником, им была основана философская школа в Никополе.
Эпиктет распространял идеи стоицизма: основной задачей философии, по его мнению, было научить людей различать то, что им по силам, а что нет. Человеку неподвластно все, что находится вне его, то есть телесное, окружающий мир. Счастливым или несчастным человека делают только его личные представления о вещах, то есть наше счастье, как и мысли и стремления подвластны нам.
Эпиктет не написал ни одного трактата. Его учения «Беседы» и «Руководство» сохранены в записях его ученика Арриана.
Родился Эпиктет в Гиераполисе, во Фригии, в 50 г. до н.э. Его мать – рабыня, а его привезли в Рим как раба Эпафродита, императорского вольноотпущенника, секретаря Нерона.
Эпиктет не стыдился своего рабского положения, поэтому исполнял свой долг всегда расторопно и хорошо, не боясь наказаний. В Риме он изучал философию под руководством Эврата и стоика Музония Руфа. Когда и кто освободил Эпиктета неизвестно, но в 94 году он уже был вольноотпущенником и вместе с другими философами его изгнал из Рима император Домициан.
Покинув Италию, Эпиктет обосновался в Никополе и создал там свою философскую школу, которая имела огромный успех. Мудрые речи Эпиктета, его искренность, красноречие и сердечное расположение к людям покоряли любого собеседника. Эпиктет вернулся в Рим при императоре Траяне, он стал знаменитым. Его приходили слушать знатные римляне, включая сенатора Флавия Арриана, позже ставшего его учеником, записывавшим все его философские изречения. Эпиктет следовал тем жизненным принципам, которые преподавал. Несмотря на свою славу и покровительство императора, он остался так же непритязателен в быту, как и ранее. Все имущество Эпиктета – соломенная подстилка, деревянная скамья и глиняная лампа. Строгость его морали и верность принципам вызывали глубокое уважение к нему и у современников, и у последующих поколений.
Умер Эпиктет в глубокой старости в середине II века.
Философия Эпиктета
Эпиктет – член школы позднего стоицизма, которую он стремился очистить от эклектизма, основываясь на воззрениях его родоначальников, особенно Хриссипа. Вместе с этим, Эпиктет существенно отступал от своих учителей, его морали присуща религиозная окраска. В этике Эпиктета отсутствует стоическая суровость. В соответствии с Эпиктетом все люди – братья, дети одного и того же отца. Если люди поступают плохо, то это происходит в основном потому, что они не знают, что такое добро и зло. Эпиктет, обучал гуманному отношению к рабам. Эпиктет стал ярким выразителем стоического космополитизма, связанного с падением политического строя античных городов-государств. В соответствии с учением Эпиктета, каждый человек может считаться гражданином не какого-то конкретного города, а гражданином мира.
Вселенная по учению Эпиктета является наилучшей из возможных, она сочетает в себе два начала:
- разумное (логос);
- созидающее (природа).
Логос ответственен за единство и порядок мироздания, результатом чего является разум и возможность познания природы, которая управляется определенными законами.
Бог, который создал мир и управляет им, обладает бесконечным благородством и мудростью. Лучи его благой мудрости отражены в человеческом разуме. Истинное назначение человека заключается в развитии внутри себя этого божественного начала – логоса, исполняющего волю бога, умножению его славы.
По Эпиктету, человеческий дух сродни божеству, а человек – сын Зевса, поэтому в его сознание вложена необходимость исполнять нравственный долг, мировое гражданство, братская любовь. Эпиктет резко разделят тело и дух: тело выстроено из грязи и праха, оно подвластно внешней необходимости; душа же свободна и подчиняется только Богу.
Добродетельная жизнь – это процесс совершенного осуществления природы человека. По природе совершенным является только то, что соответствует своему назначению. Нельзя ожидать, что вещи будут существовать иначе, надо, чтобы индивид обрел гармонию с Логосом вселенной. С позиции Эпиктета, главное, чтобы были здравые представления о жизни богов и их мудром правлении Вселенной.
В соответствии со взглядами Эпиктета, человечество – единственные существа в мире, у которых есть логос, которым и задается цель жизни, то есть обретается добродетель, согласная с разумом. В пределе своем именно такая модель существования и является жизнью философов. Понимание и здравые представления приходят одновременно с постижением истинной природы мира и истинной человеческой природы. Таким пониманием, по мнению Эпиктета, предполагаются постоянные упражнения для его обретения. Мудрым, как он считал, может быть назван человек только в том случае, если он не просто разумно рассуждает, но и на деле стремится поступать в соответствии со своими словами.
Главной задачей Эпиктета было обучение тому, как в любых обстоятельствах сохранить свой внутренний мир свободным. Основное, на чем следует базироваться – то, что богами человеку дана власть не внешнего (тела, имущества, близких, жизни), а только способность человека выносить на основании внешних впечатлений правильных суждений, дана свобода выбора и отказа, желания или отвращения. Используя данные способности, человек получает полную свободу, он не будет испытывать привязанности к чему-либо, и будет воспринимать все в качестве божественной воли. Подчиняться божьей воле и исполнять ее – вот что значит быть свободным по мнению Эпиктета.