Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эмманюэль Мунье, французский философ, основатель и глава французского персонализма

Э. Мунье – французский мыслитель основатель движения персонализма, гуманист.

Биография Эмманюэля Мунье

Эмманюэль Мунье родился в 1905 году в Гренобле во Франции. Его отец был фармацевтом и хотел, чтобы сын пошел по его стопам и изучал медицину, однако Эмманюэль пошел против воли отца и занялся философией. Его научным руководителем был Ж. Шевалье, в 1928 году Мунье защитил диссертацию и занялся преподавательской деятельностью в лицеях Сент-Омё и Неёи.

Замечание 1

Большое влияние на формирование философских взглядов Мунье оказало общение с такими философами как Ж. Маритен, Г. Марсель и в особенности Бердяев, от которого Мунье воспринял идею сплава христианской и марксистской философии.

В 1932 году Мунье вместе с единомышленниками основывает журнал «Эспри», через который декларирует идеи персонализма. Мунье отграничивает свой персонализм от индивидуализма, считая, что последний сосредоточен на человеке, как конечной и единственной точке, в то время как человек главным своим свойством имеет открытость, как к миру, так и к другим людям, а также к богу.

В 1935 году выходит том «Эспри» под названием «Революция персоналистская и общностная» в котором Мунье излагает главные идеи своей философии, связанные с необходимость преобразования как отдельной личности, так и общества в целом, поскольку капиталистическая система ориентирована на экономику и товар, а потому убивает духовную жизнь и бытие человека. Вместе с тем Мунье не рассматривает свой персонализм в качестве учения или строгой теории, он позиционирует его как некое вдохновение.

В том же году Мунье переезжает в Брюссель, где преподает в лицее, а в 1940 перебирается в Лион, для организации издания «Эспри» в южной Франции. Вскоре Франция капитулирует и новое коллаборационистское правительство запрещает издание «Эспри» основные идеи которого безусловно им оцениваются как опасные.

Мунье принимает участие в движении «Сопротивления», в 1942 году его привлекают к суду, но оправдывают за недостаточностью доказательств. После освобождения Франции издание «Эспри» возобновляется, в журнале обсуждаются наиболее актуальные проблемы, связанные с политическим и этическим миропорядком.

«Эмманюэль Мунье, французский философ, основатель и глава французского персонализма » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Умирает Мунье в Париже в 1950 году.

Основные его произведения:

  • «Манифест персонализма»,
  • «Трактат о характере»,
  • «Свобода под условием» и др.

Основные идеи персонализма Мунье

Большое влияние на формирование философии Мунье оказал экономический, политический и общественный кризис Франции в 30-ых годах, который рассматривался философом как кризис цивилизационный, как маркер неверного развития общества в настоящее ему время.

Одной из главных причин этого кризиса и проблем современности Мунье полагал выпадении личности как из поля зрения общества и экономики, так и из сферы внимания самой власти. Личность, отдельный человек становились лишь винтиком, средством в системе товарно-денежных отношений, что по мнению Мунье было недопустимо.

Основная идея персонализма заключалась в наложении радикально гуманистических воззрений на религиозно-католическое основание. Личность, персона – вот что должно стоять во главе всего, по мнению Мунье, именно на удовлетворение ее интересов должна быть ориентирована и политика, и общественная жизнь. Однако во избежание конфликтов и противостояний, которые могут вызвать расширение эгоистических потребностей личности, Мунье видит основу ее существования в восприятии и следовании заветам и морали католической церкви.

Мунье выделяет у личности два пласта, две линии существования:

  • вовлечение,
  • трансцендирование.

Вовлечение есть определяющая тенденция существования личности в обществе. Мунье радикален – «жить значит любить». Только вовлеченность в дела и страдания ближних, только любовь к другому, через которую человек способен познать и полюбить самого себя, могут являться надежными основания для построения гармоничного и справедливого общества, продвижение и развитие данных ценностей есть главная цель персоналитической революции, о которой говорит Мунье со страниц «Эспри».

Трансцедентирование составляет вторую, не менее важную составляющую жизни личности. Это преодоление себя и обстоятельств, движение к идеалам, к богу. Бог представляет собой совокупность тех недостижимых идеалов и целей, к которым должен стремится каждый член общества, он играет роль путеводной звезды выводящей бытие человека на новый уровень.

Взгляды Мунье на общество и государство

Замечание 2

Одной из ведущих тем в творчестве Мунье является критика современных ему обществ, а также разработка собственной утопии, основанной на славе социалистических и христианских идей и ценностей.

Мунье яростно выступает против капиталистической системы, выдвигая ей целый ряд обвинений:

  • вмешательство государства в сферу личности и ее сознания,
  • выбор финансов в качестве самоцели, а не средства осуществления целей,
  • популяризация режимов, отрицающих ценность и бытие отдельного человека, которые провозглашаются конструктивными.

Главным способом разрешения означенных проблем Мунье видит революцию, которая должна протекать на двух уровнях. Это революция социально-экономическая, целью которой является перестройка общественно устройства с ориентацией на человека и признания его высшей ценностью, а также персоналистическая революция. Последняя признавалась Мунье значительно более важным фактором.

Несмотря на значительную приверженность марксистским идеям, Мунье подвергает критике и социалистические идеи. На взгляд философа социалисты чрезмерно сосредоточены на экономическом базисе, в то время как ведущую роль в преобразовании общества играет базис духовный, а именно католическое вероучение.

Мунье близок к анархическим взглядам, в его утопическом обществе распространена коллективная частная собственность, а прерогатива власти находится у органов местного самоуправления, однако философ признает необходимость федерального управления, за которым должны быть закреплены контролирующие функции.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot