Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эмманюэль Мунье, французский философ, основатель и глава французского персонализма

Э. Мунье – французский мыслитель основатель движения персонализма, гуманист.

Биография Эмманюэля Мунье

Эмманюэль Мунье родился в 1905 году в Гренобле во Франции. Его отец был фармацевтом и хотел, чтобы сын пошел по его стопам и изучал медицину, однако Эмманюэль пошел против воли отца и занялся философией. Его научным руководителем был Ж. Шевалье, в 1928 году Мунье защитил диссертацию и занялся преподавательской деятельностью в лицеях Сент-Омё и Неёи.

Замечание 1

Большое влияние на формирование философских взглядов Мунье оказало общение с такими философами как Ж. Маритен, Г. Марсель и в особенности Бердяев, от которого Мунье воспринял идею сплава христианской и марксистской философии.

В 1932 году Мунье вместе с единомышленниками основывает журнал «Эспри», через который декларирует идеи персонализма. Мунье отграничивает свой персонализм от индивидуализма, считая, что последний сосредоточен на человеке, как конечной и единственной точке, в то время как человек главным своим свойством имеет открытость, как к миру, так и к другим людям, а также к богу.

В 1935 году выходит том «Эспри» под названием «Революция персоналистская и общностная» в котором Мунье излагает главные идеи своей философии, связанные с необходимость преобразования как отдельной личности, так и общества в целом, поскольку капиталистическая система ориентирована на экономику и товар, а потому убивает духовную жизнь и бытие человека. Вместе с тем Мунье не рассматривает свой персонализм в качестве учения или строгой теории, он позиционирует его как некое вдохновение.

В том же году Мунье переезжает в Брюссель, где преподает в лицее, а в 1940 перебирается в Лион, для организации издания «Эспри» в южной Франции. Вскоре Франция капитулирует и новое коллаборационистское правительство запрещает издание «Эспри» основные идеи которого безусловно им оцениваются как опасные.

Мунье принимает участие в движении «Сопротивления», в 1942 году его привлекают к суду, но оправдывают за недостаточностью доказательств. После освобождения Франции издание «Эспри» возобновляется, в журнале обсуждаются наиболее актуальные проблемы, связанные с политическим и этическим миропорядком.

«Эмманюэль Мунье, французский философ, основатель и глава французского персонализма » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Умирает Мунье в Париже в 1950 году.

Основные его произведения:

  • «Манифест персонализма»,
  • «Трактат о характере»,
  • «Свобода под условием» и др.

Основные идеи персонализма Мунье

Большое влияние на формирование философии Мунье оказал экономический, политический и общественный кризис Франции в 30-ых годах, который рассматривался философом как кризис цивилизационный, как маркер неверного развития общества в настоящее ему время.

Одной из главных причин этого кризиса и проблем современности Мунье полагал выпадении личности как из поля зрения общества и экономики, так и из сферы внимания самой власти. Личность, отдельный человек становились лишь винтиком, средством в системе товарно-денежных отношений, что по мнению Мунье было недопустимо.

Основная идея персонализма заключалась в наложении радикально гуманистических воззрений на религиозно-католическое основание. Личность, персона – вот что должно стоять во главе всего, по мнению Мунье, именно на удовлетворение ее интересов должна быть ориентирована и политика, и общественная жизнь. Однако во избежание конфликтов и противостояний, которые могут вызвать расширение эгоистических потребностей личности, Мунье видит основу ее существования в восприятии и следовании заветам и морали католической церкви.

Мунье выделяет у личности два пласта, две линии существования:

  • вовлечение,
  • трансцендирование.

Вовлечение есть определяющая тенденция существования личности в обществе. Мунье радикален – «жить значит любить». Только вовлеченность в дела и страдания ближних, только любовь к другому, через которую человек способен познать и полюбить самого себя, могут являться надежными основания для построения гармоничного и справедливого общества, продвижение и развитие данных ценностей есть главная цель персоналитической революции, о которой говорит Мунье со страниц «Эспри».

Трансцедентирование составляет вторую, не менее важную составляющую жизни личности. Это преодоление себя и обстоятельств, движение к идеалам, к богу. Бог представляет собой совокупность тех недостижимых идеалов и целей, к которым должен стремится каждый член общества, он играет роль путеводной звезды выводящей бытие человека на новый уровень.

Взгляды Мунье на общество и государство

Замечание 2

Одной из ведущих тем в творчестве Мунье является критика современных ему обществ, а также разработка собственной утопии, основанной на славе социалистических и христианских идей и ценностей.

Мунье яростно выступает против капиталистической системы, выдвигая ей целый ряд обвинений:

  • вмешательство государства в сферу личности и ее сознания,
  • выбор финансов в качестве самоцели, а не средства осуществления целей,
  • популяризация режимов, отрицающих ценность и бытие отдельного человека, которые провозглашаются конструктивными.

Главным способом разрешения означенных проблем Мунье видит революцию, которая должна протекать на двух уровнях. Это революция социально-экономическая, целью которой является перестройка общественно устройства с ориентацией на человека и признания его высшей ценностью, а также персоналистическая революция. Последняя признавалась Мунье значительно более важным фактором.

Несмотря на значительную приверженность марксистским идеям, Мунье подвергает критике и социалистические идеи. На взгляд философа социалисты чрезмерно сосредоточены на экономическом базисе, в то время как ведущую роль в преобразовании общества играет базис духовный, а именно католическое вероучение.

Мунье близок к анархическим взглядам, в его утопическом обществе распространена коллективная частная собственность, а прерогатива власти находится у органов местного самоуправления, однако философ признает необходимость федерального управления, за которым должны быть закреплены контролирующие функции.

Дата последнего обновления статьи: 16.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot