Экзистенциализм - это философское течение, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека.
Экзистенциализм как философское направление
Зарождение экзистенциализма относится к началу 20 века. Буквально за несколько десятилетий он набирает популярность и становится одним из самых известных философских направлений. Ее сторонниками были прежде всего западная интеллигенция, которая пережила к этому времени Первую мировую войну, появление фашизма, экономические проблемы послевоенной Европы, оккупацию Гитлера, в результате тема кризиса и поиска смысла жизни для них актуальны как никогда. Экзистенциализм воспроизводит чувства одиночества, страданий и бессмысленности существований, которые переживает человек этого времени. Казалось, что весь мир потерял краски, смысла в нем не более, чем в песчинке, человек в плену своих иллюзий, чтобы он не делал – он совершает только ошибки. Экзистенциализм поднимал все эти темы, поэтому приобрел звание «философии кризиса».
Человек в экзистенциализме погружается в свой внутренний мир, его страхи и желания, в том числе скрытые, руководят им, поэтому человек сам творит свою судьбу. Однако человек в экзистенциализме предстает как существо страдающее, переживающего, трагичного. Он наделен выбором, что возлагает на него огромную ношу ответственности. Экзистенциалисты вводят отрицательность как онтологическое обоснование свободы. Источник свободы заключается в человеческом сознании, оно же предстает как катализатор творческой активности человека. Отрицая окружающее бытие-в-себе, человек достигает подлинной свободы.
К основным проблемам, которые поднимают экзистенциалисты, относятся:
- проблема уникальности: каждый человек уникален, его отличает глубина чувств, переживаний, отношение к жизни и т.д.;
- наличие противоречий между окружающим миром и внутренним миром человека;
- человек отчужден от внешнего мира, реальность все больше пренебрегает «Я» человека;
- проблема одиночества и покинутости;
- проблема выбора и проблема ответственности;
- проблема поиска смысла жизни, в том числе поиск своего внутреннего «Я».
Гуманизм против критики экзистенциализма
Тяжесть поднимаемых проблем приводит к непониманию философии экзистенциализма, а также ее развернутой критике. Ж.-П. Сартр, один из самых выдающихся представителей экзистенциализма, в 1946 году написал работу, озаглавленную "Экзистенциализм – это гуманизм" на основе ранее прочитанной лекции. В данной работе Сартр выступил против нападок, разъясняя сущность своей философии.
Под экзистенциализмом Сартр понимает учение, которое делает возможной человеческую жизнь, которая существует в определенной среде, в ней реализуется какое-либо действие или истина, при этом присутствует человеческая субъективность. Сартр выступает против двойной морали: экзистенциализм упрекают в мрачности, при этом реалисты любят показывать изнанки жизни, ссылаются на народную мудрость и освещенные историей традиции.
Дать однозначное описание экзистенциализма трудно, поскольку он, с точки зрения Сартра, распадается на три ветви:
- христианский экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель);
- атеистический экзистенциализм (Хайдеггер);
- французский экзистенциализм (в том числе сам Сартр);
Для них всех присуща одна мысль – существование предшествует сущности. Это означает, что существует определенное бытие, в котором предмет существует, прежде чем его можно определить каким-либо понятием. Так и с человеком – изначально он ничего собой не представляет, но в процессе жизни он «делает себя сам». Из этого Сартр делает вывод: «Нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал». При этом человек устремлен в будущее, это проект, который реализуется со временем. Человек такой, каким он хочет стать, насколько ему хватает сил и воли. Под этим он и подразумевает субъективность экзистенциализма.
Экзистенциализм отдает человеку его бытие, но он ответственен не только за себя, а за все общество. Выбирая сам себя, человек выбирает всех людей. Создавая себя, человек выбирает самое лучшее, поскольку не желает ориентироваться на зло, на то, что плохо. Создавая себя, человек создает образ, а это значит утверждает ценность того, чем он себя наделяет. Создаваемый образ – образ всей эпохи. Желая жениться и выбирая жену – человек закладывает основы моногамии в обществе и выделяет те черты, которые будут ценны на рынке невест. Таким образом, каждый совершаемый поступок несет ответственность за все человечество.
В мире, где бога нет, не на кого возложить ответственность за свои поступки. Он и его судьба не детерминированы, человек свободен, и он сам – свобода. Ничто не укажет, как правильно действовать. Мораль – не универсальный набор правил и принципов, в каждом конкретном случае человек выбирает следовать ему по заветам общественной морали или в соответствии с собственными интересами. Все кажущиеся знамения – не более чем совпадения, которые могут трактоваться в абсолютно противоположных значениях.
Определяя отчаяние, Сартр пишет, что под этим термином он подразумевает то, что в жизни есть то, что не поддается нашей воле, а также та сумма вероятностей, которая от нас не зависит. Никакой бог или провидение не приспособят мир к человеческим желаниям. В словах Декарта «Побеждать скорее самого себя, чем мир» Сартр видит смысл «действовать без надежды».
Упрямый оптимизм Сартра
Несмотря на те трудности, которые человек переживает в своем существовании, он не должен переставать действовать. Более того, главная мысль Сартра – человек существует настолько, насколько себя осуществляет – призывает к активности и действию. Нет гения просто так, без труда и мучений, нет любви, кроме той, что себя создала, как нет просто дружбы без усилий со стороны обоих. Вне того, что создает человек, ничего нет. Однако человека наполняют тысячи деталей, совокупность его отношений, бессчетная масса его поступков. Трус делает себя трусом, героем не рождаются, героем становятся, воспитывая в себе решимость.
Сартр считает, что нет более оптимистичного учения, пронизанного верой в человека, чем экзистенциализм. Он придает достоинство человеку, из объекта он превращается в действующего субъекта. Основа человека – это познание себя, но это можно осуществить только через призму другого. Но Сартр поясняет, что человек – несовершенен, он не цель, и не стоит складывать культ человечеству, т.к. это приведет к замкнутому гуманизму Конту и, как ни странно, к фашизму.
Человек может достичь высот в познании себя, только ставя трансцендентные цели. Человек не замкнут в себе, он живет в человеческом сообществе, а значит первейшая черта человека – субъективизм. Экзистенциализм потому может считаться гуманизмом, поскольку напоминает людям, что нет другого законодателя, кроме него самого, в одиночестве он сам решает свою судьбу, реализовать себя он может только видя цель вовне, идя к трансцендентному, освобождаясь и стремясь к самоосуществлению.