Рационально-теоретическое мировоззрение и философия
Рационально-теоретическое мировоззрение относится, прежде всего, к научному взгляду на проблему. С древнейших времен философия осуществляла познавательную деятельность путем получения, переработки, хранения информации об объектах. Результатом этого являлась выработка определенной системы знаний, на основе которых складывалось мировоззрение как отдельных лиц, так и обществ. Рациональность отличает философию от таких способов постижения мира, как религия или миф. Не эмоциональность, а логика руководит прежде всего философом.
Философия занимается «вечными» вопросами, поиском смысла жизни, устройством мира и общества, местом человека в этом мире, его отношением с природой и т.д. Многие эти вопросы поднимаются и в религиозных учениях. Однако философия появилась как попытка решения этих проблем на стыке мифологического мировоззрения и достижений науки, эмоционального интеллекта и рационального рассудка.
На основе философии способно формироваться определенное мировоззрение, однако обыденное мировоззрение с ней не совпадает, т.к.:
- Мировоззрение исторически появляется раньше, чем философия;
- На его складывание значительное влияние оказывает обыденное знание, религия и миф, зачатки научного знания;
- Мировоззрение появляется в ходе индивидуального развития раньше, чем философия.
Философия как способ рационального объяснения мира, основывается на следующих принципах:
- доказательность;
- аргументированность;
- системность;
- логичность;
- целостность формируемого знания.
Философия с научных позиций пытается найти ответ на то, как относится человеческое мышление к бытию, сознание к материи, а идеальное к материальному. Эти проблемы формируют основной вопрос философии. Философ на основании своих умозаключений старается ответить, что является первичным – сознание или материя – или они оба в равной мере участвуют в создании мира. Философы задаются вопросом, можно ли познать мир, какие ценности существуют и какова их природа. Однако один из главных вопросов относится к самому человеку – какова сущность человека, как он соотносится с окружающим миром.
Ценностно-мировоззренческий компонент философии
В философии огромное внимание уделяется ценностям, которые определяют в итоге различия между различными философскими подходами, школами, течениями, поскольку они обуславливаются тем, какие ценности в них являются основными. Понять сущность человека и его место в мире, его взаимоотношения с другими невозможно без имения определенной иерархии ценностей, образующей в итоге мораль и нравственность. Кант заявлял, что ценности выступают как «регулятивные идеи», они представляют собой идеалы будущего, к которым необходимо двигаться на пути совершенствования человека.
Ценность абстрактна и не существует, в отличие от бытия, однако она обладает высокой индивидуальной и общественной значимостью. В. Виндельбанд видел в человеческой истории прогрессирующее воплощение ценностей. Именно он разделил ценности на ценности-идеалы, которые существуют в чистом виде, и ценности-блага, которые есть в реальности и необходимы для первых. Например, к ценностям-идеалам относится истина, добро, а ко вторым – наука.
Ценности складываются в определенную мировоззренческую систему личности, на основании которых принимаются решения о том или ином действии, поведении, формируется отношение к другим людям и явлениям. Набор ценностей, несмотря на всю его индивидуальность, складывается под влиянием культуры и исторических условий. Существуют определенные глобальные ценности, такие как любовь, добро, которые лежат в основе всей глубинной человеческой сущности, формируют гуманистическое или антигуманистическое поле деятельности.
И хотя ценности определяют особый жизненный стиль, они не всегда воплощаются в поведении человека. Так, субъект может разделять идеи добра, но при этом не следовать таким заветам в жизни. Однако так или иначе человек сравнивает свое поведение с нормой, идеалом, ценностью, которая принята как эталон. Таким образом, ценности выступают как оценка и как целеполагание.
Единство рационального и ценностного в философском мировоззрении
Своеобразие философии заключается в том, что она избегает крайностей одного и второго компонентов. В ней органично сочетаются рационально-теоретический и ценностно-мировоззренческий компонент. Философия была изначально связана со всеми формами мышления – от мифологического до научного, но со второй половины XIX века связь философии и науки стала особенно тесной. Философию и науку сближает основанность на доказательной базе, использование логики, ориентированность на поиск истины.
Отличие между ними кроется в том, что наука в качестве своего объекта использует фиксированный предмет, она не стремится к тому, что выведет универсальные закономерности бытия. Так, химия сосредоточена на постижение строения, структуры и свойств веществ и их реакции при взаимодействии, психология сосредоточена на психической деятельности, философия же стремится создать объемную и охватывающую картину мира, при этом в отличие от науки, стремящейся освободиться от нерационального эмоционального фактора, философия использует его, создавая свою мировоззренческую картину.
Кроме того, философия и наука должны стремится к поиску истины. И если с истиной в науке более-менее ясно, то в философии критерии истины существенно зависят от того, какие аксиологические установки использует философ. Достичь абсолютной объективности в философии очень трудно, можно говорить только о весьма относительной, к тому же ответ на одну и ту же проблему будет разниться в разных философских школах и направлениях.
Ценностный компонент также оказывает влияние на формируемые выводы. В отличие от науки, где вера может присутствовать как субъективная особенность самого ученого, она вряд ли окажет определяющее влияние на ход его рассуждений и доказательство его теоремы.