Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие "нирваны"

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Понятие "нирваны"
Понятие "нирваны"

Сущность понятия «нирвана»

Определение 1

Нирвана, или ниббана – это одно из понятий религиозной мысли Индии, которое обозначает высшую цель любого живого существа и играет важную роль в буддизме. Известна масса определений понятия «нирвана», но общепринятым считают определение, связанное с состоянием освобождения от страданий, характерных для бытия в сансаре.

Нирвана в буддизме предполагает:

  • свободу от всех желаний, страданий и привязанностей;
  • освобождение от страданий и круга рождений – сансары;
  • состояния сознания, когда дхармы – элементы «санатаны», то есть потока сознания, находятся в покое;
  • высшую цель стремлений верующих в раннем буддизме и тхераваде, достижимая после искоренения всех омрачений – так называемая «нирвана с остатком».

Кроме «нирваны с остатком» палийские суттахи содержан и «нирвану без остатка», или паринирвану. Помимо этого, иногда говорится о непостоянной нирване, как умиротворении (шанти) или состоянии Будды По данной теме мы уже выполнили реферат Человек и мир в буддизме подробнее , который превзошел нирвану и сансару. Поздний индийский и тибетский буддизм использует понятие «естественная нирвана» или пустота (шуньята).

Буддологи и приверженцы буддизма по сей момент ведут споры о том, как именно следует понимать нирвану. Нирвана в брахманизме и индуизме – это слияние с Брахманом.

Общие понятия нирваны

В соответствии с учением Будды, несмотря на страдание, которое пронизывает все уровни сансарического существования, есть состояние, в котором страданий больше нет, и это состояние может быть достигнуто. Это и есть состояние нирваны. В буддизме переживание состояния нирваны обозначают как амат, абсолютно духовное достижение, разрушающее причинно-следственную связь кармического существования.

Сутта-питака характеризует нирвану в качестве освобожденного ума (читты), который не имеет никаких привязанностей. Ум больше не идентифицируют с феноменом бытия, он превращается в непреходящий, становясь, таким образом, освобожденным. Вместе с тем Будда По данной теме мы уже выполнили реферат Буддизм подробнее избегал высказываний о вечности или не вечности нирваны, о наличии реализовавших ее личностных качеств или об их отсутствии. Несмотря на то, что нирвана была описана апофатическим методом, это не мешало воспринимать ее позитивно. Нирвана предполагает окончание незнания, то есть авидьи, которые погружают ум в непрерывную череду перерождений и зависимого существования – сансару. Нирвана представляет собой необусловленную реальность, благородный ум, постигший истину.

Нирвана и сансара

В соответствии с доктринами первоначального буддизма, нирвану сначала рассматривали в качестве контраспекта сансары. Позже, со времен Нагарджуны, начали появляться учения, объявившие нирвану тождественной сансаре. Эти учения и стали основным философским фундаментом Махаяны По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Национальные религии Индии. Индуизм подробнее .

Тхервада сохранила реннебуддийское противопоставление нирваны сансаре в ранге основной проблемы обретения освобождения. Такое противопоставление можно считать определяющим, чтобы избежать страданий сансары и достичь освобождения через нирвану. Тхервада, в отличие от махаянистских По данной теме мы уже выполнили реферат Религиозно-философская система брахманизма подробнее школ, продолжала считать двойственность нирваны и сансары непреодолимой, два эти контраспекта характерны для всех, до периода ухода в нирвану без остатка – паринирвану, включая Будду и архатов. В качестве показательного примера такой двойственности, приводят историю Будды до перехода его в паринирвану, когда он еще находился на земле, однако уже достиг нирваны, но с остатком, то есть все еще пребывал в сансаре, так как воспринимался органами чувств окружающих.

Нирвана в джайнизме

В джайнизме По данной теме мы уже выполнили реферат Философия джайнизма подробнее нирвану понимают в качестве освобождения от кармического вещества, и достигается в ходе религиозной практики, если отсутствует приток новых карм. У освобожденного дживы возникают абсолютная праведность, абсолютное воззрение, абсолютное познание и совершенство. Сразу после достижения нирваны, джива может взмыть в воздух и долететь до вершины вселенной, где расположена обитель сиддхов – Сиддхакшетра. Несмотря на то, что все освобожденные дживы, которые достигли Сиддхакшетры, в равной мере наделяются праведностью, всеведением и познанием, их отличает ряд параметров. Также, как и в других религиях Индии, нирвана джайнов определяется отрицательно, то есть в качестве свободы от чего-то, а не свободы для чего-то.

Этапы достижения нирваны

На вопрос о том, как может быть достигнута нирвана, нельзя ответить однозначно. Есть разные мнения, одно из них гласит, что, чтобы познать природу просветления, достаточно стать архатом, то есть обрести личное пробуждение.

Другая точка зрения гласит, что достижению нирваны помогают бодхисаттвы – создания, которые сами смогли достичь пробуждения, но отказались от нирваны ради любви и помощи всему существующему в мире.

Третий взгляд предполагает, что полное освобождение может постичь любой мирянин, если выполнит все предписанные традицией правила, займется медитативной практикой, будет читать мантры, вести правильный образ жизни, будет чист в своих мыслях и намерениях.

Принято выделять несколько ступеней достижения нирваны:

  • Сотапанна – утрата чрезмерных приступов возбуждения, злобы, ослабление зависимости от материальных благ, властных стремлений и общественного мнения, прекращение беспокойства о происходящем вокруг.
  • Отказ от стремлений примитивного уровня, симпатий и антипатий, а также сексуальных интересов.
  • Отсутствие страхов неприятных ощущений, унижения и порицания, боли. Наслаждение и злобу сменяет невозмутимое спокойствие.

Если же говорить о способах достижения нирваны, к ней может привести один из трех путей:

  1. Самма-Самбудда – следование проповедническим путем, то есть зарождение внутри себя парамит – совершенных качеств Бодхисаттвы;
  2. Пратьека-Будда – молчаливый Будда: путь к просветлению без возможности обучения других дхарме;
  3. Архата-Будда – соответствие указаниям Бодхисаттвы, несущих в себе дхарму.

Главное, что должно быть сделано на начальном этапе по дороге Будды – это отказ от материальных желаний. Но тут же и заключается парадокс – стремление к нирване – это уже само по себе желание, от которых учение Будды рекомендует отказаться.

Значит, что путь к освобождению обязательно тернистый и требующий существенных усилий. Так как с одной стороны, чтобы достичь какую-либо цель, необходима мотивация, а другой – получается, что нирвана не должна являться целью.