Мережковский Дмитрий Сергеевич ($1866 – 1941$) русский поэт, писатель, религиозный философ, литературный критик, общественный деятель.
Мережковский является самым ярким представителем Серебряного века. В истории он известен как основоположник символизма в России и религиозно-философского анализа литературы.
Символизм - новый жанр литературе, жанр историософского романа.
Во время обучения на историко-филологическом факультете Санкт-петербургского университета Мережковский начал увлекаться позитивистской философией О. Конта и Г. Спенсера, а так же идеями Дж. Милля, и Ч. Дарвина, наряду с французской литературой.
В $1884$ году Дмитрий Сергеевич вступает в Литературное общество. Во время деятельности в обществе Мережковский заводит много важных для себя знакомств с Н. К. Михайловским, Г. И. Успенским, которые в последствии стали его учителями и наставниками, помимо них Мережковский сходится с И.А. Гончаровым, А. Н. Майковым и Я. П. Полонским.
После окончания университета в $1888$ году, Мережковский решает отдать себя сугубо лишь литературному творчеству. Ключевыми темами стихами поэта выступали «одиночество поэта, призрачность жизни и обманчивость чувств».
Успенский, оказавший на Мережковского колоссальное влияние, с которым он постоянно вел продолжительные разговоры на темы религиозного смысла жизни, и важности «обращаться к народному миросозерцанию, к власти земли».
С этими настроениями Мережковский осуществил путешествие по Волге, во время которого познакомился с народным проповедником, придерживающимся «толстовства», Василием Сютаевым, который основал религиозное учение «непротивленчества и нравственного самоусовершенствования». С такими же целями Мережковский продолжил свой путь по Оренбуржью, Уфе, Тверской губернии, с идеей осесть где-нибудь в глубинке и стать сельским учителем.
Философские воззрения
В $1886$ году Мережковский тяжело заболевает, этот момент сильно влияет на мыслителя, оставляет глубокое впечатление, которое привело к повороту к вере.
Первая написанная поэма Мережковского «Протопоп Аввакум» 1888 года, и первая книга «Стихотворения», которые принесли ему известность. Ещё один труд «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» представлял принципы и идеи символизма и модернистского видоизменения искусства в противоположность реализму. Это стало эстетической декларацией и программным документом русского декаденства.
В $1900$ году Мережковский становится участником «Религиозно-философского собрания» и журнала «Новый путь», где проповедует «новое религиозное сознание». В нем Мережковский показывает противопоставление христианства и античности. По его мнению, «историческое» христианство, представленное церковью уже уходит на второй план, так как односторонне выражало христианское благовестие. Мережковский объединяет «новое религиозное осознание» с аскетикой, для его полного осмысления, так как только это способно духовно удовлетворить его. Теперь должна открыться правда не только о духе, но и о плоти.
Мистицизм Мережковского тесно переплетается с символизмом. Концепция мистического символизма как сфера искусства, была переосмыслена в сфере общества, религии и истории. Своим творчеством Мережковский не оставил равнодушным ни одного соотечественника, так очень точно Бердяев говорил о нем самом и о его творчестве:
«Будем справедливы к Мережковскому, будем благодарны ему. В его лице новая русская литература, русский эстетизм, русская культура перешли к религиозным темам. Он много лет будил религиозную мысль, был посредником между культурой и религией, пробуждал в культуре религиозное чувство и сознание».