Биография мыслителя
Давид Юм родился в 1711 году в Эдинбурге. Он происходил из старинного шотландского рода, впрочем, уже значительно обедневшего. Отец Юма – юрист по своему роду деятельности, умер достаточно рано, после чего Юму, как младшему ребенку досталось весьма скромное наследство.
Воспитанием Юма занимается мать, которая уделяет большое внимание вопросам религии. Юму прочат юридическую карьеру, он обучается в Эдинбургском университете, однако не заканчивает образования под давлением родственников. Противоречия между практическими требованиями окружения и собственными философскими интересами (уже в юности он составил тетрадь, посвященную вопросам нравственности и религии, которую затем сжег), приводят к духовному кризису. Давид бросает все и уезжает в Бристоль, где поступает на коммерческую службу в качестве конторского работника. Однако Юм быстро убеждается, что коммерция не является его призванием, и отправляется на три года во Францию, где обучается в колледже Ла-Флеш, в котором некогда обучался Декарт.
После возвращения на родину Юм пишет и публикует свое главное философское произведение – «Трактат о человеческой природе», состоящий из четырех частей, последовательно рассматривающих вопросы познания, аффектов, социальной философии и политэкономии. Вопреки ожиданиям трактат оказался проигнорирован общественностью, во многом этому способствовало распространение слухов о том, что Юм – атеист. По этой же причине у Юма возникали значительные трудности с ведением преподавательской деятельности, так как дирекции университетов отказывали ему в трудоустройстве.
Более благоприятно было воспринято произведение «Моральные и политические очерки», благодаря которому Юм становится известен. Сначала его приглашают в качестве частного наставника к маркизу Анненделю, затем философ становится секретарем Сен-Клера, с которым он посещает побережье Канады, в Вене, Турине, Голландии и Германии.
В начале пятидесятых годов восемнадцатого века Юм пытается переложить свои трактаты в более легкой и доступной форме, однако и новая их публикация также терпит неудачу, после чего философ занимается написанием истории Англии. Эта работа, состоящая из шести томов приносит ему небывалую славу, почет и состояние. В особенности благодаря реабилитации Стюартов, что в последствии на фоне реабилитации монархии в Англии делает Юма «пророком контрреволюции».
Уже будучи известным, Юм отправляется во Францию, где сводит тесное знакомство с многими деятелями просвещения – Дидро, Руссо, Вольтером, Монтескье и другими. Последние горячо принимают гносеологическую и этическую позиции Юма, рассчитывают на дальнейшее развитие его критический идей относительно церкви и религии, однако Юм остается более чем сдержанным в вопросе веры и атеизма. Близкая дружба Юма и Руссо и вовсе перерастает в открытую вражду, после того как Юм организует для французского просветителя политическое убежище в Британии, где последний тем не менее также умудряет испортить отношения с высшим обществом.
В 1769 году Юм возвращается в Эдинбург будучи уже знаменитым и состоятельным, с твердым намерением более не покидать его. Мыслитель организует философское общество в которое входят такие видные деятели, как Адам Смит, А. Монро, Дж. Блэк и другие. В последние годы жизни Юм работает над «Автобиографией», а также «Диалогами о естественной религией». На издание последнего произведения он решается только узнав о развитии у себя смертельного заболевания. Юм завещает ее издание душеприказчикам, которое, впрочем, также не торопились его исполнять, опасаясь преследований со стороны церкви.
Юм умер в 1776 году от рака кишечника либо печени. Перед смертью, по словам А. Смита, он предавался чтению античных авторов, игре в карты, и иронии над загробной жизнью.
Теория познания Юма
В своей гносеологии Юм продолжает развивать традиционные для английской философии идеи эмпиризма, присоединяя к ним скептицизм, связанный не столько с самой способностью человека познавать окружающую реальность, сколько направленный, на критику современных ему представлений о механизмах и способах познания, призванный расчистить место для более новых и надежных методов.
В основу всякого познания Юм, закономерным образом, кладет опыт. Опыт как результат взаимодействия человека как с внешней, так и с внутренней средой является источником всякого, знания, а также мерой его достоверности. На базе опыта разум формирует идеи. Идеи могут быть трёх видов:
- идеи тождественные впечатлениям;
- идеи, отображающие последовательности впечатлений;
- идеи, в которых впечатления подверглись глубокой переработке.
Идеи слепки присутствуют в разуме человека в качестве образом, в первую очередь образов памяти, когда некогда запечатленный опыт воспроизводится максимально точно. Хотя Юм отмечает, что идея, в том числе извлеченная из памяти всегда проигрывает по своей яркости и насыщенности настоящему впечатлению.
Также разум может брать отдельные элементы опыта и как укрупнять их объединяя с другими, так и наоборот, разукрупнять, добиваясь появления идей-символов одиночных элементов, которые в реальном опыте не могут быть представлены. Так, например, ни одно общее понятие «стол» или «кошка» никогда не будет воспринято само по себе, оно всегда воспринимается человеком в контексте ситуации. Однако отсекая лишнее человек способен создать это обобщение, равно как и наоборот, продолжить ассоциативный ряд.
Наконец идеи, преобразующие опыт позволяют представить даже такие конструкции, которые не возможны в опыте и прямо противоречат ему. Яблоко никогда не будет падать вверх, но с помощью воображения человек с легкостью может себе это представить. Из данной посылки Юм делает вывод что рассудок, будучи абсолютизированным инструментом познания, может очень легко отвлечься от реальности и породить ложное знание ей не соответствующее.
Политэкономия Юма
В то время как основное внимание критиков привлекла теория познания философа, он считал своим основным достижением разработку политэкономии. Юм критикует взгляды своих предшественников, о возникновении государства на основании общественного договора, иди обязательной необходимости применения силы, для соблюдения законодательства.
С его точки зрения государство возникает на основании естественной потребности людей в объединении для выживания, человек не может жить один.
В соответствии с этим Юм выделял две стадии:
- Семейно-общественных отношений, на которой единицей организации выступала семья, а структура власти еще не была оформлена и деятельностью людей управлял обычай;
- Государственных отношений, когда возникала необходимость в большем объединении людей для конкуренции с другими обществами, что влекло за собой выделение силовой верхушки, создающей правовое поле.