Давид Фридрих Штраус – немецкий философ, теолог, историк и публицист, уроженец Вюртемберга.
Давид Штраус – сын торговца. Мать воспитывала его в рамках протестантского благочестия. Он обучался в духовной евангелической семинарии в Блаубейрене (Вюртемберг), в которой одним из его учителей был известный богослов, а позже основатель тюбингенской школы – Христиан Бур. Позже Штраус учился в духовном институте при Тюбингенском университете, куда на кафедру церковной истории был введен Баур, а все остальные кафедры были отданы ортодоксальным пиетистам.
Богословская карьера
Штраус, покидая родительский дом, был уже хорошо знаком с Библией и имел сильное религиозное чувство. Штраус долго сопротивлялся рационалистическому воздействию со стороны своего профессора, но труды Шлейермахера и Гегеля поколебали его устойчивость, но не настолько, чтобы он мог отказаться от места викария в Клейн-Ингерсгейме.
В 1831 году Штрауса назначили преподавателем еврейского и греческого языков в семинарии Маульбронне. Там он был учителем Э. Целлера, который стал ему другом на всю жизнь.
В ноябре 1831 года Штраус оставил работу и отправился в Берлин, чтобы прослушивать лекции Гегеля и Шлейермахера. Он прослушал всего две лекции великого профессора, после чего тот умер от холеры. В Берлине у Штрауса созрел план его работы «Жизнь Иисуса». Тогда же он начал осознавать ее опасность лично для него, но смело приступил к работе.
В 1832 году Штраус начал читать лекции по философии в Тюбингенском университете. Эти лекции сразу принесли ему громкую славу.
В 1835 году был опубликован его двухтомник «Жизнь Иисуса», который произвел огромное впечатление на богословов, публику, несмотря на то, что был написан в малодоступной для неспециалистов, форме. Штраус старался доказать, что в Евангелиях заключены элементы ненамеренного мифотворчества, которое возникло после казни Иисуса, но еще до письменной их фиксации, то есть во время, когда все истории передавались людьми в устной форме, обрастая различными подробностями. Мировоззрением Штрауса было признано существование Бога в качестве источника природных законов, но этим исключалось признание чуда, в качестве чего-то враждебного природным законам, а значит и Божьей воле. Книга вызвала оживленную и ожесточенную полемику. Книга Штрауса стала одним из толчков к тому, чтобы была разделена школа Гегеля на правых и левых гегельянцев. Она же стала исходной точкой для создания тюбингенгской школы Бауром, который опирался на труд Штрауса – своего ученика. Штрауса за эту книгу лишили его рабочего места и сделала учителем младших классов в лицее Людвигсбурга, из которой он скоро ушел, чтобы заниматься исключительно свободной литературной деятельностью и переехал в Штутгарт.
В 1839 году Штрауса пригласили в Цюрих на кафедру богословия. Приглашение состоялось после 3-летней борьбы, носило политический характер, вызвало путч, который вызвал падение правительства. Штраус получил отставку даже не вступив в должность, и получил 1000 франков пенсии. Это событие было для Штрауса большим несчастьем как в материальном плане, так как его материальный заработок был очень скуден, а цюрихскую пенсию он считал незаслуженной и тратил ее исключительно на поддержку различных учебных заведений в Людвигсбурге. Также это было нравственной проблемой, так как он чувствовал призвание работать на кафедре и страдал без нее.
Политическая карьера Штрауса
В 1848 году людвигсбургские либералы предложили кандидатуру Штрауса во франкфуртский парламент. Он сразу согласился и перешел на арену активной политической борьбы.
Он занял в палате промежуточное положение между радикальным большинством и консервативным меньшинством. Штраус высказывал возражения против любого яркого выражения протеста из-за прений на тему расстрела Роберта Блума. Это сблизило его с консерваторами. Избиратели, недовольные этим, потребовали сложить мандат, что и сделал Штраус, но только спустя несколько недель.
Позже он рассказывал, что не нашел в себе ораторского таланта. Он умел красиво говорить подготовленные речи, но не чувствовал уверенности в живых парламентских спорах.
В 1849 году он снова занялся исключительно научной работой. Особенно выделяется его труд 1858 года – биография Ульриха фон Гуттена. Так как речь в этом произведении отличается искренним глубоким воодушевлением.
В 1864 году Штраус решил переработать свой первый труд, рисуя исторический образ Иисуса, основываясь на достоверных сведениях. Поэтому книга не имела такого оглушительного успеха и значения, как первая книга.
Политические убеждения Штрауса
Штраус выступал за свободу слова, за необходимость суда присяжных, но вместе с этим стремился к сохранению монархии и был против республиканских стремлений.
Монархию он считает единственно возможной формой культурного человеческого общежития. Он отстаивал принцип майората в интересах сохранения дворянства. Штраус с призрением относился к идее социализма, отрицая равенство всех людей. Он был ярым защитником смертной казни.
При этом Штраус выступал противником всеобщего голосования, вместе с этим, он был безусловным и горячим, сторонником свободы слова, мысли и совести во всех их проявлениях.
Чтобы объяснить его политический консерватизм, были разработаны различные гипотезы:
- Ланге причинной связью видел материализм и консерватизм Штрауса;
- Михайловский видел в консерватизм Штрауса в отсутствии любых идеалов.
Основываясь на принципах философии Гегеля, разбирая содержание источников, а в первую очередь, Евангелия, а также развеивая мифы, Штраус не мог отрицать возможность исторического существования Иисуса. Но при этом он считал, что большая часть представлений о его истории – божественность, непорочное зачатие, воскресение, вознесение и пр. – были вписаны позже, и стремился выяснить из каких именно греческих, еврейских и восточных элементов возникли эти понятия.