Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Данте Алигьери, итальянский поэт, мыслитель, богослов

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Данте Алигьери, итальянский поэт, мыслитель, богослов
Данте Алигьери, итальянский поэт, мыслитель, богослов

Биография Алигьери

Данте Алигьери родился в конце мая 1265 года во Флоренции, в знатной семье, ведший свой род от римской фамилии Элизеев, которые участвовали в основании города. Прапрадед Данте снискал славу в качестве крестоносца, а его дед активно участвовал в политической жизни Флоренции и был изгнан из города в рамках борьбы между политическими партиями гвельфов и гибеллинов, однако смог вернуться в город в 1266 году. Отец поэта участия в политике не принимал, а потому прожил свой век относительно спокойно.

Достоверных сведений о жизненном пути Данте прискорбно мало, в особенности о его детских годах. Первым учителем Данте был ученый и поэт Брунетто Латини. Образование Алигьери получал в местной муниципальной школе, затем, наиболее вероятно в Болонском университете.

Политическая карьера Данте по видимости была скоротечна, к 1296 году относится его первое упоминание в связи с политической деятельностью, в 1300 он становится приором, а уже в 1302 году его изгоняют из города вместе с партией белых гвельфов, которая проиграла вооруженную борьбу за власть черным гвельфам. Что характерно Данте до последнего пытался примирить враждующие стороны, однако успеха не достиг. В течении всей жизни он не оставляет надежды вернуться в родной город, однако сделать это ему не суждено.

Данте скитается по Италии и Франции, на некоторое время он задерживается в Париже, где активно участвует в диспутах в университете, останавливается в Вероне, при дворе Кан Гранде дела Скала, а под конец жизни находит убежище в Равенне, по приглашению ее правителя Гвидо да Полента.

Последние надежды на возвращение в родной город и восстановление прав гражданина Данте связаны с Итальянским походом германского императора Генриха VII, и умирают вместе с ним. Трактат «Монархия» написанный в поддержку идей Генриха оказывается осужден Римом и внесен в индекс запрещенных книг, а сам Данте заочно осужден на смерть, в случае его появления в зоне римского или флорентийского влияния.

Значительное влияние на творчество Алигьери оказали его любовные перипетии. В молодом возрасте он влюбляется в Беатриче Портинаре, которую в первый раз видел еще ребенком, а второй раз повстречал уже замужней дамой. Беатриче раз и навсегда становится «владычицей помыслов» Данте, и даже его женитьба на Джемме Донати после смерти возлюбленной в 1290 году, не изменила положения вещей. Брак с Джеммой имел ярко выраженные политические цели, так как она принадлежала к дому политических противников Алигьери.

Несмотря на наличие трех общих детей, чувственной связи между супругам видимо так и не установилось. Когда Данте изгоняют из Флоренции, Джемма вместе с детьми остается в городе и управляет отцовским наследством. Позже, когда Данте поселяется в Равенне к нему прибывают его сыновья – Пьетро и Яколо, а также дочь Антония, но жена продолжает жить во Флоренции, и с ней он более не увидится до самой смерти.

Творческий путь Алигьери также характеризуются периодами возвышения и упадка. К самым известным его произведениям относятся:

  • «Новая жизнь»,
  • « Божественная комедия» По данной теме мы уже выполнили реферат Божественная комедия подробнее ,
  • « Пир» По данной теме мы уже выполнили эссе Пир подробнее ,
  • «О народном красноречии».
Замечание 1

Если первые два произведения вошли в мировую сокровищницу мысли, то последние два, над которыми он работал в период изгнания, так и не были завершены автором.

Философия «Божественной комедии»

В своем знаменитом произведении Данте изобразил собственное путешествие в потусторонний мир. Он художественно передал суть христианского учения относительно рая и ада. Данте во время своего путешествия видит рай, чистилище, девять кругов ада, встречает ангелов и грешников, Бога и Дьявола, и даже героев греческих мифов.

Композиция самого произведения построена весьма символично. В ней три части:

  • «Ад»: содержит 34 песни, первые, представленные блужданиями в зарослях, которые представляют собой аллегорию поисков истины, а звери в чаще символизируют человеческие пороки. Так, рысь - это страсть, волчица - жадности и т.д. 32 песни описывают девять кругов ада, чем глубже - тем страшнее грешники и их наказания. Через такую символику Данте передает глубину падения самих людей.
  • «Чистилище»: включает 33 песни, насчитывает семь кругов, проходя через которые человеческая душа очищается от основных грехов. Чем выше круг, тем чище душа.
  • «Рай»: также состоит из 33 песен, в раю праведники находятся в окружении ангелов и наслаждаются своей жизнью.

Структура композиции вполне соответствует основной идее автора - человеческая душа идет через страдания и заблуждения, пребывая в постоянном поиске истины, если человек находит свой путь, то приходит к духовной гармонии и просветлению. Его путь, пройдя через самую густую чащу леса, наполненного зверями-страстями, через ад и чистилище, заканчивается достижением высоких небесных чертогов.

Стоит отметить, что ни Бог, ни Дьявол не определяют, куда попадет душа человека после смерти. Единственный критерий - сами поступки человека, его пороки. Люди сами пополняют круги ада, даже без помощи чертей. Однако если душа жаждет искупления и очищения, ей такая возможность дается. «Божественная комедия» выступает как суд над человеческими пороками. Суд, который вершится после смерти - самый справедливый, однако даже закостенелому грешнику он дает надежду на спасение, необходимо лишь раскаяться и пожелать начать все заново. Данте своим произведением призвал обратить внимание людей на свои поступки, свои мысли, больше уделять внимание морали и нравственности, собственному духовному миру.

Политические воззрения Данте

Хотя наибольшая известность Алигьери связана с «Божественной комедией», он был также активным политическим деятелем и теоретиком. На фоне разворачивающегося противостояния между папой и императором, т.е. церковной и светской властью, Данте в своем трактате «Монархия» обуславливает их равноправие и равновесие.

Центральной идеей Данте является равное положение папы и императора. Вопреки принятой традиции, Данте утверждает, что император получает власть не от папы, а от самого бога и в этом отношении равен ему. Помимо божественного происхождения власть императора гарантирована также волей римского народа, который нуждается в нем, как всякое социальное объединения, от семьи до города или страны, нуждается в главе, способным управлять и поддерживать порядок.

Кроме того, Данте первым высказывает сомнения в подлинности «Константинова дара» - дарственной грамоты якобы полученной от императора Константина папой, и дающей ему власть над Римом, поддельность которой была доказана уже в XV веке Лоренцо Валла.