Важность смысла жизни
Человек осознает себя в этом мире, свою конечность, рано или поздно каждый человек начинает задумываться о смысле своей жизни, о том, зачем он здесь, для чего он живет. Так, Ф. Ницше считал человека единственным «животным», кто нуждается в осмыслении собственной жизни. Человек - единственный, кто обладает сознанием и самосознанием. И за это человек расплачивается постоянным поиском смысла жизни. Без смысла существования не может развиваться не только человек, но и общество. Без обретения смысла жизни человек не ощущает всю полноту бытия, испытывает страх, неустроенность, враждебность мира по отношению к нему, нестабильность, неуверенность. Обретение смысла жизни позволяет человеку обрести спокойствие и уверенность в своих силах.
Виктор Франкл о смысле жизни
Виктор Франкл, мыслитель и психотерапевт, разработавший специальное направление психотерапию – логотерапию, направленную на помощь пациенту в обретении смысла жизни, писал так: «Этот вопрос есть вопрос самой жизни, он гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода». По мнению Виктора Франкла, человек в своем бытии ориентирован на реализацию трех видов ценностей, которые могут составлять смысл его жизни в различных ситуациях. Это созидательные ценности, которые «реализуются в продуктивных творческих действиях»; «ценности переживания», реализуемые в переживаниях, и ценности отношения.
Особенно остро вопрос о смысле жизни встает перед человеком в моменты тяжелых переживаний: приближающейся собственной смерти, смерти близкого человека, вины, страдания. Такие ситуации экзистенциальные философы назвали пограничными. Именно в них, человеку открывается истинный смысл жизни. Подобные ситуации выводят нас из поглощения обыденным и тривиальным, заставляют осознать, что, в самом деле, представляет настоящую ценность для человека, а что пусто и бессмысленно.
Каждый человек находит свой смысл жизни. В чем же он заключается? Для кого-то это вера в Бога. В таком случае смысл жизни обнаруживается не в научном знании, основанном на разуме, а в ненаучном, то есть в религиозном, основанном на вере. Для других смысл жизни может быть обретен в любимом деле, в детях, в способе самовыражения и так далее.
Эрих Фромм о смысле жизни
Фромм сводит смысл жизни человека лишь к реализации созидательных ценностей. По его мнению, «…нет другого смысла жизни, кроме того, который он придает ей путем раскрытия своих сил в продуктивной, творческой деятельности». [98, с.50] Фромм сводит человеческую сущность к деятельности. Деятельность – основная потребность человека, константа его бытия. Физиологические же потребности человека, ресурсы для удовлетворения которых он берет из природы, являются второстепенными.
Продуктивность – это реализация человеком его способностей, реализация его сил. Человек воспринимает окружающий мир, но не просто воспринимает и воспроизводит, а преобразует стороны окружающей действительности на основании имеющихся у него способностей. Воспринимая мир, человек реализует «репродуктивную способность», преобразуя его, человек реализует «генеративную способность».
Человек является социальным субъектом, он творит историю, человек – источник социального развития. Общество, на первый взгляд, - это безликая масса. И правда отдельному человеку есть, где раствориться – в семье, в трудовой коллективе, в дружеской окружении, в населении микрорайона, в населении города, в нации и так далее. Человек как отдельная единица зачастую не рассматривается как реальный субъект социального развития. Однако, если задуматься, именно каждый индивид важен для социального развития в целом.