Понятие бытия
«Бытие» - центральная категория философии, воплощающая представления о вечных и всеобщих основаниях мироздания.
Поиск подобных универсальных оснований возможно только в плоскости предельно абстрактного мышления, то есть отвлеченного от конкретных предметов и явлений, с которыми мы имеем дело в повседневной реальности.
С помощью категорий бытия формулируется основные идеи, стимулом к формированию которых служит последовательное осмысление проблемы существовании мира:
- мир есть, он существует в виде беспредельной и непреходящей целостности;
- равнозначность существования природного и духовного начал, индивидов и общества, хотя формы из существования различны само существование служит предпосылкой единства мира;
- благодаря объективной логике существования, а также развития мир (проявляющийся через свои различные формы) является совокупной реальностью, действительностью, являющейся первичной по сравнению с конкретными индивидами и поколениями людей.
Основные разновидности бытия
- бытие материального, то есть вещей (тел) и происходящих в них процессов;
- бытие идеального (духовного);
- бытие социального;
- бытие человека.
Бытие человека
Бытие как отдельного человека, так и человечества в целом отличается специфичностью, уникальностью. В данном бытии, наряду с общими сторонами, есть и особенные. В общефилософском учении о бытии важно прежде всего ответить на вопрос, как именно человек существует.
Человек бытийствует прежде всего в природе. Это то общее, что связывает человека и окружающую природу. Ведь человек непосредственно существует как живой, конкретный индивид, причем первичной предпосылкой его существования является жизнь его тела.
Значит, и в человеческом бытии, каким бы специфическим оно ни было первичная предпосылка - существование тела (существование в соответствии с законами жизни, циклами развития и гибели организмов, с циклами природы и т.д.), удовлетворение его по крайней мере совершенно необходимых (в этом смысле фундаментальных) потребностей. Без этого невозможно человеческое существование.
Непосредственное существование в качестве физического тела (хотя наделенного богатым психическим содержанием) определяет зависимость человека от законов, по которым существуют и развиваются все конечные, преходящие тела. Однако если данные законы влияют на развитие и существование тела, бытие человека ими определяется не полностью. Специфика человеческого существования состоит в том, что его появление ознаменовало возникновение в природе специфическом и уникальном относительном подчинении бытия человека его телу. Это проявляется в способностях человека к регулированию, контролированию своих фундаментальных потребностей, удовлетворению их не просто в соответствии с природными импульсами, а в рамках, которые задают общество, история, собственная воля и самосознание индивида. Многие из действий человека, которые мог бы детерминировать (и иногда детерминирует) своего рода эгоизм телесных импульсов и потребностей, очень часто основываются на других мотивах - духовно-нравственных, социальных.
Существование людей мире не так однозначно и просто, поскольку они способны к особенно мощному (в том числе и пагубному) влиянию на мир и на самих себя. Но они так же способны к познанию собственного бытия и бытия как такового, испытыванию тревоги за «судьбу бытия». В силу данного обстоятельства человек и может, и должен понимать, что его роль в целостной системе бытия противоречива, что налагает на него большую ответственность. Наиболее полно и глубоко тема существования человека и все ее противоречия раскрыты в рамках философии экзистенциализма.