Основной вопрос философии
Центральная проблема философии – это вопрос о соотношении мышления и бытия, исходя из его разрешения выводятся представления о познаваемости мира, месте человека в объективной реальности, его соотношении с другими элементами бытия и другими людьми и т.д. Вопрос взаимоотношения человека и мира таким образом является частью или одной из интерпретаций основного вопроса и в той или иной форме затрагивается во всех философских концепциях и учениях.
Философию в целом можно назвать наукой о человеке, так как определяя мир, познавая его, занимаясь поиском его первоначал и законов существования, человек в первую очередь стремится познать себя, используя мир как пространство для проекции своих представлений и переживаний.
При этом на протяжении веков система взаимоотношений человек и мир существенно менялось, что находит свое отражение в становлении трех фаз развития философии:
- космоцентрической,
- теоцентрической,
- антропоцентрической.
Космоцентрическая фаза
Космоцентрические установки доминировали в мышлении древних, они получили свое наибольшее развитие как в философии древней Греции, так Индии и Китая. Человек в данный период рассматривался как органическая часть единой вселенной – космоса. В философии все еще было сильно влияние мифологического мировоззрения согласно которому все живое и неживое находилось в родственной взаимосвязи между собой, а человек представлялся лишь одним из рядоположных явлений, качественно не отличаясь ни от животных, ни от духов, ни от самих богов, а находясь с ними в единой и органической связи.
При решении социально-этических проблем древнегреческие философы – киники и гедонисты – видели высшее благо для человека в познании природы, так как через природу человек способен познать самого себя и обрести высшее удовольствие от жизни.
В философии Китая символом единой вселенной стал принцип дао – вне мировой сущности, закона, существовавшего еще до возникновения мира и самого времени, и направляющего естественное течение жизни, как богов, так животных, растений и камней. Человек также был частью этой системы, частью единой природы, и смысл его существования сводился к возвращению к дао, следование его принципам естественного хода событий, которые позволяли найти истинную гармонию с миром и благоденствие.
Теоцентризм
По мере развития как философии, так и общества, на место мифологического мировоззрения, пришло религиозное, в котором центральную позицию занимают не природа, и не идея единства всего сущего, а бог, который один является активным началом и создателем всего мира.
Философия средних веков – это религиозная философия в центре которой стоит проблема бога, его постижения, движения к нему. Вместе с тем, по сравнению с космоцентрической фазой, положение человека значительно изменилось. Человек перестал быть естественной частью природы, он отделился и возвысился над ней, так как рассматривался уже как прямое отражение бога, его лучшее создание, созданное по образу и подобию высшего существа.
Более пристальное внимание стало уделять и внутреннему миру человека. Душевные переживания перестали интерпретироваться как естественные, они стали соотноситься с социальными нормами и правилами, моралью, высшими требованиями и идеалами. Как итог произошло не только отделения человека от природы, но и разделение самого человека на природную – телесную часть, обуреваемую животными желаниями и страстями, и духовную часть – его душу, сознание, разум, который стремится превозмочь животное начало, обуздать страсти и вести праведную жизнь, способную приблизить человека к божеству, т.е. по своей сути, возвыситься над мирскими тревогами и проникнуть в постижение сути самого человека, смысла его существования и назначения.
Именно в средние века зародилась идея человеческого смысла жизни не как некоего общего направления – достижения гармонии или благ, а в персонифицированном смысле – жизнь каждого человека получала право на свой индивидуальный смысл бытия, который был задуман божеством, а задачей человека становилась его разгадка и достижение.
Антропоцентризм
Период антропоцентризма берет свое начала в эпох Возрождения и продолжается по настоящее время охватывая огромный промежуток истории развития философии, за время которого сменилось множество концепций и теорий.
В период Возрождения произошел сам поворот в философии обозначавший отход от проблемы бога, непосредственно к проблеме человека, без применения каких-либо посредников. Человек сам стал для себя центром мироздания, передовые умы человечества поверили в силы человеческой натуры не только существовать самостоятельно не нуждаясь в помощи космоса или бога, но активно осуществлять себя в мире, а развиваться меняя мир к лучшему.
Пафос философии Возрождения отразился в возникновении гуманизма – направления мысли, для которого человек является высшей ценностью, а целью существования человека объявлялось его всестороннее развитие и совершенствования. Предполагалось что человек может быть талантлив во всем и освоить все сферы деятельности сочетая и глубины мысли, и художественное чувствование, и научное понимание, и высокие моральные качества.
В Новое время гуманистический посыл был реализован в философии Просвещения. В ее центр была помещена вера в безграничные возможности человеческого разума. Человек уже без сомнений назывался царем природа, естественной частичкой которой он был когда-то, философы верили, что благодаря развитию наук, человек сможет не только познать окружающий мир, но подчинить его и использоваться к собственному благу.
Социальные и экономические беды человечества обосновывались через невероятную степень невежества и необразованности в которую было опущено основное населения. Философы-просветители полагали, что приобщение широких масс к светочу знания, к бескрайним возможностям разума, является панацеей способно разрешить любые проблемы и противоречия на пути человечества, отказаться от изжившей себя феодальной системы и построить справедливое общество.
Однако реализация идеалов просвещения на практике показала, что человеческий разум не настолько всемогущ, что даже образованные люди способны творить ужасные вещи, а результаты научного прогресса используются не только во благо, но и во вред человечеству, что привело к развитию новых, постклассических концепций, занятых поиском нового места для человека.
К числу данных направлений можно отнести:
- марксизм, где человек рассматривается как продукт общественных отношений;
- религиозную философию, для которой человек – это духовное существо;
- экзистенциализм, занимающийся проблемами индивидуального бытия, существования человека в отчужденном от него мире.