Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ананлиз философской лирики

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет…»

Данное произведение великого русского поэта относится к философскому типу лирики. Александр Сергеевич написал это замечательное стихотворение в форме разговора с читателем. Стих «Если жизнь тебя обманет» содержит в себе философскую рефлексию поэта о значимости в человеческой жизни прошлого, настоящего и будущего. Ключевая мысль заключена в том, что человека нужно утешить в минуты его грусти и подавленности, вселить в него надежду на светлое будущее. Пушкин предупреждает своего реципиента о том, что не нужно сосредотачиваться на дурных мыслях и негативных чувствах. По мнению автора, отчаяние и негатив нельзя пускать в свою душу даже в самые тяжёлые времена. Для того, чтобы мысль дошла до читателя он использует отрицательную частицу «не»: «не печалься, не сердись». Автор произведения убеждает нас в том, что лишь вера и смирение могут помочь нам преодолеть уныние. Вторая строфа заключает в себе опыт и размышления Пушкина, которыми он хочет поделиться с теми, к кому обращается. Писатель сравнивает три времени в нашей жизни, и приходит к выводу, что утешение можно отыскать только в будущем и в прошлом. Свою рефлексию поэт облекает в форму антитезы:

  • уныло – мило.
  • уныние – веселье.
  • сердись – смирись.
  • будущее – настоящее.

Такой приём наводит на мысль о том, что наша жизнь коротка, изменчива, явления и процессы в ней непостоянны. Череду печалей и радостных моментов передают следующие эпитеты, использованные в произведении: уныло, мило, мгновенно.

Анализируемое нами стихотворение построено интересным образом, оно ведёт читателя от минора к мажору. Можно заключить, что композиция утверждает оптимизм, радость к жизни, надежду на светлое будущее. Нужно подчеркнуть, что это качество является характерным для всей лирики Александра Сергеевича. Главная и вечная ценность стихотворения – не позволять человеку впасть в глубокое отчаяние и уныние, вселить в него надежду на лучшее. Великий русский поэт и после своей смерти продолжает нас вдохновлять, учить нас любить жизнь, принимать её во всём своём разнообразии. Глаголы в стихотворении, использованные в повелительном наклонении:

  • не печалься.
  • не сердись.
  • верь.
  • смирись.

создают впечатление, будто это некие заветы, оставленные людям не просто поэтом, а пророком. Прочитав данное произведение, человек ощущает, что поговорил с Пушкиным, как со своим сердечным другом. После такой беседы наши невзгоды и печали уже не кажется такими серьёзными и непреодолимыми, а в душу вселяются надежда и вера.

«Ананлиз философской лирики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»

Произведение советского писателя и поэта Бориса Леонидовича Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» нужно отнести к философскому типу лирики. Оно освещает проблему предназначения поэта.

В самой первой строке, которая повторяет название стихотворения, автор высказывает свою творческую и личностную позицию: «Быть знаменитым некрасиво». Сергей Леонидович стоит на такой позиции вопреки тому, что во все времена творческие люди были ранимыми и нуждались в понимании, успехе, и даже славе. Победа всегда их окрыляла, а поражение было для них большим ударом. Пастернак же, говоря о себе, взывает ко всем людям, творческим и знаменитым, он говорит им: «Но пораженье от победы ты сам не должен отличать».

Жизненные и творческие принципы писателя непреклонны: «Ни единой долькой не отступаться от лица, но быть живым…», а остальное неважно, о нём позаботится «будущего зов». В этом проникновенном произведении можно найти волнительный, но твёрдый призыв поэта к честной самооценке своего труда. Произведение сообщает реципиенту, что нужно бороться с разного рода искушениями, нужно не поддаться корыстному желанию «быть притчей на устах у всех». Несмотря на эмоциональную составляющую стиха, в нём нет надрыва, потому что в нём отсутствуют восклицания. После нескольких прочтений этих замечательных строк появляется ощущение, что автор выносил в себе эти рассуждения, дождался пока они созреют, пока уйдут эмоции, и потом спокойно поведал свои мысли миру. Пастернак настойчиво повторяет такие слова: «быть живым», «по живому следу», это говорит нам о том, что нельзя изменять себе никогда, ни при каких обстоятельствах. Только тогда человек обречён стать личностью. Видно, что писатель прошёл «огонь, воду, и медные трубы», и теперь может без лишнего сомнения ставить в один ряд слова-антонимы: «Но пораженье от победы ты сам не должен отличать». Здесь можно ощутить огромную силу воли и внутреннюю свободу личности. Потому что такие мимолётные вещи, как «шумиха» и «успех» можно легко потерять, они могут помешать творцу услышать «будущего зов». Творцу ни что не должно помешать отделить непостоянное от вечного, понять своё предназначение. Своё неодобрительное отношение к погоне за всеобщим признанием и славой, автор выражает, применяя частицу «не» в первых строфах: «некрасиво», «не это», «не надо», «не шумиха», «не успех», «не значит».

Если внимательно проанализировать стихотворение, то можно понять, что в начале творческой карьеры перед человеком стоит непростой выбор, или идти протоптанной другими тропой, или создавать своё, создавать произведения, ни на что не похожие. Честность талантливого поэта требует от него новизны, создания неизведанного. Строки «И окунаться в неизвестность, и прятать в ней свои шаги, как прячется в тумане местность, когда в ней не видать ни зги» говорит нам, что поэт, как сама матерь природа, создаёт новое из мглы, из хаоса. О неизбежности кропотливого, долгого труда в жизни поэта, создающего принципиально новое, сообщают нам слова: «за пядью пядь», «в конце концов».

Замечание 1

В заключении можно сказать, что Пастернак рассуждает не только о назначении поэта, писателя, творца, но также преподносит хороший урок честности и скромности всем читателям.

Анализ лирики философского типа представляет собой сложный процесс, когда исследователь должен глубоко проникнуть в текст автора, прочувствовать его эпоху, его самые сокровенные чувства и мысли.

Дата последнего обновления статьи: 01.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot