Биография Алексея Фёдоровича Лосева
Алексей Фёдорович Лосев – русский философ, антиковед, переводчик, писатель, яркий представитель советской культуры. Доктор филологических наук, профессор.
Отец его – донской казак – учитель физики и математики, в позже – музыкант. Мать – дочь священника. Он с золотой медалью окончил классическую гимназию. В 1915 году Лосев закончил историко-филологический факультет Московского университета по отделениям философии и классической филологии. Его оставили на кафедре классической филологии, чтобы подготовить к званию профессора. В 1910-х годах он занимался преподавательской деятельностью в Алфёровской женской гимназии. На заседаниях Психологического общества близко познакомился со многими религиозными философами того времени – Семеном Франком, Николаем Бердяевым, Валентиной Асмус и др.
Так как ему не разрешили преподавать философию, он, с 1919 года, он трудился на должности профессора классической филологии в Нижегородском университете и был профессором эстетики в Московской консерватории в период с 1922 по 1929 год. Также преподавал во 2-м МГУ и Государственной академии художественных наук, был научным сотрудником Государственного института музыкальной науки, во время работы в котором внес огромный вклад в развитие музыкальной философии.
В 1922 году Лосев обвенчался с Валентиной Михайловной Соколовой – дочерью бывшего предпринимателя, у которого он снимал комнату с 1918 года.
3 июня 1929 года Лосев и его жена тайно постриглись в монахи у афонских старцев. В монашестве они приняли новые имена – Андроник и Афанасия. Тайный постриг в монашество вошел в жизнь, так как в ХХ веке процветали гонения на церковь, поэтому из всего монашеского облачения, Лосев носил только скуфью – шапочку на голове.
Резкий перелом в его жизни связан с написанием книги «Диалектика мифа» в 1930 году, в которой он отверг марксизм и официально принятое философское направление – диалектический материализм. Вместе с женой его арестовали в апреле 1930 года в связи с делом о Церковно-христианской монархической организации «Истинно православная церковь» и приговорили к 10 годам заключения
Лосев отбывал наказание на строительстве Беломорско- Балтийского канала, где практически полностью ослеп.
Благодаря ходатайству Пешковой Е.П. – первой жены А.М. Горького, в 1933 году он и его жена были освобождены.
Вернувшись из заключения, он обратился к материалистической диалектике, подкрепляя свои исследования цитатами Маркса и Ленина.
В 1942-1944 годах трудился на должности профессора кафедры истории философии МГУ. С 1944 года стал профессором Московского государственного педагогического института.
Лосев получил возможность вновь издавать свои работы только после смерти Сталина. Он написал свыше 800 произведений, 40 из которых – монографии.
Его жена Валентина Михайловна умерла в 1954 году от рака. После этого Алексей Фёдорович женился второй раз – на Азе Алибековне Тахо-Годи – одной из своих сподвижниц. Но брак был практически фиктивным, так как Лосев был почти слеп и нуждался в официальном представителе.
Лосев переводил на русский язык труды таких философов как Аристотель, Платон, Секста Эмпирик, Прокл, Николай Кузанский. А также редактировал сочинения Платона.
Также он написал ряд монографий, посвященных эллинистическо-римской эстетике и эстетике Возрождения.
Постепенно он обзавелся учениками и последователями среди молодого поколения интеллектуалов. К ним относят: С.С. Аверинцева, В.В. Асмус, В.В. Бибихина, Г.Ч. Гусейнова, К.А. Кедрова, В.А Косаковского и других известных ученых, философов и деятелей искусства. К числу исследователей старшего поколения, близких с Лосевым, можно отнести В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыгу, Б.И. Пуришева, А.Г. Спиркина и др.
В 1980-х годах Лосев уже был тяжело болен и открыто говорил своим ученикам о своей вере, проповедовал имяславие.
В 1989 году вышел документальный фильм режиссера Виктора Косаковского «Лосев», в котором сам ученый принял участие незадолго до своей смерти.
К концу жизни Лосев практически ослеп и мог отличать только свет и темноту. Умер он 24 мая 1988 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Научная деятельность Алексея Фёдоровича Лосева
Троицкий В.П. в своей статье про Лосева отмечал, что Лосев, следуя философской традиции всеединства и персоналистским принципам парламитского богословия, смог выстроить системное мировоззрение, характеризующееся энергийным символизмом и православно понятным неоплатонизмом. В такой системе мир рассматривался в качестве иерархийного и генологиески заряженного целого, явленного в непрерывном саморазвитии единого живого телесного духа.
В этом случае неразделимыми представляются также формы постижения мира:
- философская;
- мифолого-символическая;
- эстетическая.
Лосев, поставив перед собой цель, переосмыслить и упорядочить знания с точки зрения логико-диалектической позиции, он смог выстроить типологию разных фактических форм искусства, уточнив научные основополагающие принципы символизма, структурирования, моделирования, а также ряд фундаментальных представлений о Первопринципе. То есть, он рассмотрел проблематику апофатизма и троичности, Софийное и Ономатическое Начала. Лосев доказывал универсализм своей системы на материалах античной и христианской культур, лингвистики, филологии, музыковедения, математики и логики.
В Москве на Арбате, в доме 33 работает библиотека истории русской философии и культуры, названная «Дом А.Ф. Лосева». В ней ведутся работы по сохранению творческого наследия ученого и философа, а руководит библиотекой сотрудница и последняя спутница жизни профессора Лосева – Аза Алибековна Тахо-Годи.
23 сентября 2006 года во дворе Библиотеки был открыт первый в стране памятник Лосеву – бронзовый бюст на гранитном постаменте, созданный заслуженным деятелем искусств России – Василием Герасимовым.