Алексей Алексеевич Золотарёв – ($1879 – 1950$) – русский литературный критик, публицист, краевед, религиозный философ, общественный деятель, историк культуры.
Биография
Золотарёв Алексей Алексеевич родился в семье священника Спасо-Преображенского собора в Рыбинской слободе.
Золотарёв учился в киевской духовной академии, в Петербургском университете, в университете Сорбонны. В период с $1903$ по $1913$ год жил на Капри, вел долгое общение с Горьким. В дореволюционное время публиковал свои труды, публицистические и литературно-критические статьи.
С $1914$ по $1930$ год участвовал в многоплановой краеведческой деятельности. После революции был сослан в ссылку, вернулся из нее в 1933 году, проживал в Москве.
Основные труды
- «В старой лавре» $1908$ год.
- «На чужой стороне» $1911$ год.
- «Во едину от суббот» $1912$ год.
- «Из истории русской публицистики и критики» $1910$ год.
- «Богатырское сословие».
- «О Гегеле и гегельянстве».
- «Вера и знание: Наука и откровение в их современном взаимодействии на человека».
Философские и культурологические воззрения
Свои философские и культурологические идеи Золотарёв выразил в работах $1940$-х годов. Золотарёв, уповая на силу «миродержавных устоев», считал, что «финальные» причины имеют большее значение, чем «казуальные». В «план» мироустройства, по мнению Золотарёва, входили ответственные поручения, которые человек обязан исполнить послушно, но вместе с тем свободно.
Историческая эволюция
В основу исторической эволюции входит «принцип подвига». Вселенские законы рассчитывают на постоянство упражнений человека в своих силах в конкретном направлении, в сторону нравственных совершенствований и творческих деяний, которые направлены на «охорашивание» Земли. Дух созидания присутствует в любом человеке.
О культуре
Культура, в понимании Золотарёва, является «великим гармоничным целым», которое слагается из поступков выдающихся личностей и свершений огромного количества деяний «незаметных тружеников».
С помощью творчества люди сближаются и объединяются, выполняется функция «уплотнения». Созданные и сохранённые ценности представляют собой «целый вихрь, целый каскад, радугу форм».
Ключевым словом в творчестве Золотарева было слово «богатырство», которое характеризовало воинов, государство, церковь, ученых, ремесленников, художников.
Свой взгляд на вселенную Золотарёв описывал в русле персонализма: личность пронизывает всё в мире. Дар любви способен сделать из человека личность, свойствами которой являются возрастание и постоянство
Семья выступает первообразом межличностного единства, в которую входят предания, письменные тексты, молитвы и таинства. Ценными людьми для Золотарёва были «люди оседлой культуры», которые неусыпно трудолюбивы в своём познании, несущие пользу среде обитания.
Следуя учению своего предшественника Н.Ф. Федорова, Золотарев был сторонником дружеского общения народов и государства на основе чуткого внимания к самобытности обоих.
Золотарёв с особым восторгом относился к культуре Западной Европы, особенно к культуре, которая сформировалась в Италии, видя ее подобие в древнерусской культуре Киева и Новгорода.
Россию Золотарёв ставил в один ряд со странами Европы, считая ее полноправным членом европейской семьи. Искусство Золотарёв тесно связывал с жизнью церкви. В научных открытиях видел доказательство смыслов канонических христианских текстов. Физические понятия Золотарев наполнял религиозным и нравственным смыслом.