Позитивизм - учение, которое представляет своим единственным источником эмпирическое знание, в противовес философской познавательной способности, что послужило радикальной смене ценностей и приоритетов.
Соответственно, всё подлинное знание это результат научного познания, подчинение воображения наблюдению.
Фундамент знания – проверенный опыт. Таким образом, знание позиционируется как полезное, позитивное, точное и достоверное.
Позитивная философия – истинно всеобщая система, в рамках которой можно объяснить феномены природы.
Истоки позитивизма
Английский позитивизм связан с работами И. Бентама, Дж. Милля. Их концепция известна под именем утилитаризма. Под полезностью подразумевается тенденция какой-либо вещи в чём-то уберегаться от зла и в чём-то обеспечивать добро. Добро есть причина удовольствия. Это соответствует полезности и интересует индивида Для сторонников принципа полезности, добродетель становится добром только из-за удовольствия, которое из нее следует. Критикой полезности стала её абстрактность, а не конкретность, к чему апеллировал Бентам.
Классический позитивизм
Основоположником позитивизма выступает О. Конт. К области позитивного знания он относил знания человека о самом себе. Но в первую очередь в основу нового представления о знании входили социальные отношения людей. Вследствие чего базисной наукой он объявил социологию. В своём учении он описывает человечество, как развивающийся организм, который проходит стадии становления от детства и юношества к зрелости. Учение о стадиях развития относится к социальной динамике.
Фундаментальные положения позитивизма:
- объединение в один научный метод логический и эмпирический методы
- цель позитивизма – получение объективно знания
- влияние на методологию естественных и общественных наук
- критика натурфилософии и затем всей философии в целом (освобождение науки от метафизики).
- стремление к накоплению знаний через систему классификации научных фактов
Идея Прогресса в учении позитивизма
Заимствование понятия о прогрессе у французских просветителей (Кондорсе). Прогресс есть движение к одной конкретной цели. Всё человечество должно следовать этой цели, в которой науке отводится главное и ключевое место. Эта мысль сплетается с идеей эволюции, но не сводится напрямую к ней.
Позитивизм как поиск иных путей, отход от метафизики.
Критика метафизики за отхождение от реальных явлений и вещей, которые не соответствуют предметам, составляющим действительность. Метафизика как предрассудок достоверного основания знаний. На её место позитивисты определяли ту форму знаний, которая будет базироваться на эмпирическом опыте.
О. Конт полагал, что переживает то время, когда наука вышла на путь, который можно достоверно назвать позитивным. Медленно, но верно человек движется к третьей стадии своего развития. Ещё много предстоит свершить, чтобы создать иной тип ученого, нацеленного на «позитивную» науку. Позитивная наука и ее внедрение в человеческое знание Конт считал мерилом прогресса человеческого духа. Ключевая цель позитивной философии заключалась в том, чтобы преодолеть состояние интеллектуальной анархии, которая преобладает в современном обществе. Для этого Конт настаивает на выработке таких максимум, которые должны быть восприняты интеллектуальным сообществом для решения общих целей на пути к стадии зрелости. Этот процесс Конт обозначил «всеобщей революцией человеческого мышления».