«Золотое правило» нравственности — это основа нравственного поведения личности, нравственная максима, которая гласит: «Поступай по отношению к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе.».
Общие сведения о «золотом правиле» нравственности
Этот принцип имеет достаточно длинную историю становления, которая соотносится с историей становления нравственности. В современном значении это правило применяется фактически с XVIII века. В условиях родоплеменной общности действовал обычай «кровной мести», талион, «око за око», который нес существенную мысль равного воздаяния людям за их деяния.
При этом возмездие по отношению к представителям другого рода должно было быть соизмеримо причиненному ущербу. Такой жестокий по современным меркам закон ограничивал родовую вражду и вводил ее в те или иные рамки. Воздаяние при этом было существенным и строгим.
В талионе отражалась связанность рода и дифференцированность межродовых взаимодействий. Систематическое разрушение родоплеменных отношений постепенно сформировало невозможность разделения людей на категории «свои» и «чужие». Экономические связи в этом случае оказывались важнее родственных. Родовая общность перестала брать на себя ответственность за индивидуальные проступки своих членов.
В таких условиях талион потерял свою эффективность. Возникла необходимость формулировки нового принципа регуляции индивидуальных отношений, который не зависел бы от родоплеменного строя. Этим принципом и стало «золотое правило» нравственности. Первые упоминания о нем датируются V-VI веками до н. э.
«Золотое правило» нравственности в скрытой форме содержит представления о том, что все люди должны быть равны. Но это равенство не принижает людей, не делает их одинаковыми. Равенство заключается в свободе, бесконечном самосовершенствовании, в наличии тех человеческих качеств, которые сам индивид считает наилучшими.
Равенство подразумевает следование тем нормам поведения, которые люди признают оптимальными. Причем оптимальные нормы в целом не должны противоречить умственным стремлениям людей, они могут отличаться от отношения человека к жизни, но определять моральные основы данного поведения.
Моральные ценности – это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. Они являются исторически и социально обусловленными.
«Золотое правило нравственности» определяет возможность для каждого человека встать на место другого и относиться к нему, как к самому себе. Такое отношение становится основой для связи между людьми, формирует любовь между ними. Отношение к человеку формируется как цель, но не как средство.
Т. Гоббс и Дж Локк о «золотом правиле нравственности»
Т. Гоббс считал, что правило нравственности становится основой естественных законов, которые определяют жизнь личности. Ценность этого правила также заключается в его простоте. Оно понятно всем и помогает человеку ограничить индивидуальные эгоистические притязания.
Дж. Локк говорил о том, что «золотое правило нравственности» нельзя называть врожденным человеку. Через него все люди приходят к состоянию общественной добродетели. Добродетель – это умение и желание находить середину между двумя крайностями: недостатком какого-то качества и его избытком.
Критической оценкой «золотого правила» занимался И. Кант. Он говорил, что сущностный смысл правила в его явном виде не позволяет оценить индивидуальную степень нравственности индивидов.
Позиции индивида в данном случае могут быть следующими:
- индивид занижает степень собственного нравственного развития;
- индивид становится на позицию эгоизма.
Традиционно «золотое правило» нравственности включает в себя нравственное поведение и желание индивида.
По мнению И. Канта, человеческие желания и страсти делают его рабом природы и в некоторой степени выводят за пределы мира, а именно нравственного мира свободы.
Свобода – это совокупность интеллектуальных, нравственных, физических и иных действий человека для достижения поставленной им цели в рамках общепризнанных законов общества, где пребывает этот человек.
При этом категорический императив Канта утверждает, что «золотое правило нравственности» гласит: поступай так, чтобы максимум твоей воли всегда мог быть основой для общего законодательства. Страсти и желания не могут подменять нравственную мотивацию собственных поступков. При этом индивид возлагает на себя ответственность за все возможные последствия собственного поведения.
А. А. Гусейнов о «золотом правиле нравственности»
Согласно мнению А. А. Гусейнова, моральное равенство, заложенное в «золотом правиле нравственности», говорит о том, что каждый индивид уникален и достоин иметь право на счастье. Необходимым условием этого является моральное общение людей. В основе «золотого правила нравственности» лежит моральное уравнение.
Моральное уравнение – это количественная процедура, а моральное уподобление - качественная процедура.
Оно требует от индивида ставить себя на место другого каждый раз, когда он выбирает для себя способ трактовки мотивации тех или иных поступков личности. У золотого правила нравственности есть и отрицательная форма. В ней оно устанавливает минимально низкую планку и границу морального отношения личности к другим людям, а также устанавливает минимум нравственных требований к поведению людей.
В положительной форме это правило устанавливает существенную высокую планку морального отношения человека к другим людям, а также побуждает к добру, добродеянию, определяет максимум нравственных требований к поведению личности.
Зло – это наиболее общая нормативно-оценочная категория этики, служащая для обозначения нравственно-отрицательного в жизни и поведении людей.
Добро – это наиболее общая нормативно-оценочная категория этики, обозначающая нравственное, должное, благо.
Тем самым нравственное правило личности охватывает базовый диапазон нравственных поступков и служит основой для определения и различения моральных категорий зла и добра в процессе существования всех людей.