Ценность – это комплексное понятие, которое отражает значимость для личности того или иного феномена.
Как правило, все понятия морали имеют ценностный аспект.
Высшие моральные ценности – это комплекс феноменов, имеющих исключительную степень важности для личности.
Высшие моральные ценности
К высшим моральным ценностям относят:
- свободу;
- смысл жизни;
- счастье и пр.
Каждый индивид должен определиться в таких ценностях самостоятельно, поскольку они носят интимно-личностный характер. В данном случае нельзя дать конкретные советы, но целесообразно выявить возможные способы рассуждений о природе высших моральных ценностей.
Вопрос о свободе давно считается важнейшим в ракурсе этики, философской и этической мысли. Ценность свободы несомненна, но теоретически обосновать ее содержание становится весьма сложно. Без свободы невозможно совершить ни один нравственный поступок, так как они на практике возникают только при выборе каждой конкретной личности. Но свобода, принадлежащая индивиду, может позволить ему выбирать и зло. Тем самым становится очевидно, что наличие или отсутствие свободы у человека может погубить мораль.
Точки зрения на свободу
В этической науке можно выделить две крайних точки зрения на свободу:
- фатализм;
- волюнтаризм.
Фатализм – это философская концепция, согласно которой все процессы, происходящие в мире, подчинены необходимости, изначально предопределены таинственной силой (роком), не оставляющей места свободе, творчеству человека.
Фатализм утверждает, что все в мире может иметь причины и следствия, а каждый поступок человека имеет предопределение конкретными силами, которые находятся вне человеческой власти. Фаталистические представления могут стать путем к безнравственности. Человек рассуждает о том, что если от меня ничего не зависит, то я могу поступать так, как считаю нужным.
Волюнтаризм же утверждает, что человек абсолютно свободен в собственных моральных решениях, может поступать согласно убеждениям, желаниям, потребностям. При ориентации на эти убеждения, человек также приходит к безнравственному поведению.
Этика дает возможность решить проблему соотношения свободы и необходимости, определяя свободу в качестве совокупности моральной необходимости и ряда добрых поступков.
Нравственная свобода – это исполнение моральных норм, мотивированное личностными ценностями человека.
Главная задача этики состоит в том, чтобы показать, каким образом подлинная свобода развивается внутри морали.
Этика показывает, что истинная свобода следует по пути добра, безнравственная свобода достигается посредством зла.
Смысл жизни
Что касается смысла жизни, то он определяется особенностями человеческого бытия и индивидуальным отношением к смерти. Осознание собственной конечности дает человеку повод задумываться о смысле жизни и быстротечности существования. Утрата смысла жизни становится для личности величайшей проблемой.
Поиск смысла жизни – перспективная задача для всего научного знания, но в течение истории по этому вопросу сложилось две диаметрально противоположные точки зрения.
Имманентная традиция считает, что земная жизнь имеет ценность и многие ее стороны весьма привлекательны. При этом задача личность есть активное использование своего срока для приобщения к нравственности.
Трансцендентная традиция предполагает, что земная жизнь не имеет самостоятельной ценности, поскольку она не совершенна, устроена несправедливо, и непригодна для реализации истинных ценностей.
Счастье как высшая моральная ценность
Счастье также является нравственной ценностью. Его природа весьма противоречива, а практическое достижение счастья наталкивается на множество существенных препятствий. Размышления о счастье порождают некоторые антиномии.
Антиномия – это ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование и их истинность или ложность нельзя обосновать в рамках принятой парадигмы, то есть противоречие между признаваемыми одинаково верными положениями, или, другими словами, противоречие нескольких законов.
Счастье считают следствием морального образа жизни. Создатель этики Аристотель считал, что этика учит человека как стать счастливым при помощи добродетели. Таким образом, можно сделать вывод, что счастлив только хороший человек. С другой стороны, многие наблюдения показывают, что счастье не зависит от нравственных заслуг человека, во многом распределяется по прихоти фортуны.
Счастье зависит от разума. Человек – разумное существо, поэтому счастье является следствием разумной жизни. С другой стороны, наблюдения говорят о том, что счастье является иррациональным состоянием, которое подвергается риску из - за избытка разума.
Необходимо отметить, что условия счастья просты, хотя трудно достижимы в реальной социальной практике.
К ним относят:
- оптимальное удовлетворение материальных потребностей и общее материальное благополучие. Бедность всегда ограничивает духовные запросы;
- счастье можно достигнуть через аскетизм. Аскетизм представляет собой самоотречение от многих внешних благ, подавление всех чувственных потребностей ради реализации духовных целей.
Осмысление аскетичной традиции позволяет определить роль материальных благ в жизни личности как средства достижения духовных целей. В связи с этим условием счастья становится не приоритет материальных потребностей, а их оптимальное удовлетворение.
Счастье связано с самореализацией личности и раскрытием внутренний потенций и духовного богатства. Примером такого самораскрытия становится общение, любовь, творчество.
Чтобы достичь подобного аспекта счастья необходимо проводить постоянную систематическую работу над собой, нельзя сопоставить его уровень исключительно с материальной стороной жизни. Исследование сущности высших моральных ценностей должно соответствовать внутренним размышлениям личности над комплексом поставленных проблем.